Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Содержание
  1. Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга
  2. Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития
  3. Причины развития, основные симптомы
  4. Диагностика, методы лечения и профилактики
  5. Когнитивные расстройства: спектр нарушений от легкого дефицита до деменции
  6. Когнитивные функции мозга — что это такое?
  7. Три стадии нарушений познания
  8. Комплекс провоцирующих факторов
  9. Клиническая картина
  10. Нарушение мозговых функций у детей
  11. Диагностические критерии
  12. Как улучшить состояние пациента?
  13. Профилактика и прогноз
  14. Когнитивные нарушения:симптомы и причины патологии
  15. Характеристика
  16. Причины
  17. Симптомы
  18. Диагностика и лечение
  19. Когнитивные нарушения – что это такое?
  20. Несколько слов об интеллекте
  21. Симптомы когнитивных нарушений
  22. Деменция
  23. Причины когнитивных нарушений
  24. Когнитивные нарушения у пожилых людей
  25. Когнитивные нарушения у детей
  26. Если заболел ребёнок
  27. Формы когнитивных нарушений
  28. Легкое когнитивное нарушение
  29. Умеренное когнитивное нарушение
  30. Тяжелое когнитивное нарушение

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

  • внимание;
  • запоминание;
  • интеллектуальные способности;
  • способность к восприятию;
  • речевая активность;
  • гнозис (осознание предметов и образов и способность относить их к той или иной категории);
  • праксис (способность применять свои знания и умения на практике).

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

  1. Аграфия (проблемы с письменностью), акалькулия (невозможность считать), алексия (проблемы с чтением), неузнавание букв, нарушение логических, аналитических и математических способностей. Это происходит при нарушении функций левого полушария мозга.
  2. Нарушение ориентации в пространстве, проблемы с фантазией, творчеством. Это связано с патологическими процессами в правом полушарии.
  3. Нарушения в лобных частях приводят к проблемам с памятью, речью, мышлением и волевыми процессами.
  4. Патологии в височных частях мозга лишают человека способности различать запахи, звуки, зрительные образы, а также искажают чувственное восприятие.
  5. При нарушениях в теменной части наблюдают неспособность выполнять целенаправленные действия, проблемы с ориентацией в пространстве (например, путают, где право, а где лево).
  6. При затылочных патологиях нарушаются функции зрения, цветовосприятия, узнавание лиц и предметов.
  7. Повреждение мозжечка сопровождается угнетением эмоций, неадекватным поведением.

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:

  1. Легкие. Они практически не влияют на повседневную жизнь человека, не заметны окружающим, их сложно выявить с помощью тестов. Они проявляются в некоторой заторможенности психической деятельности. Например, сложно переключать внимание, тяжело вспомнить то, что раньше не вызывало проблем.
  2. Умеренные. Это промежуточное состояние, которое характеризуется более выраженными отклонениями в когнитивной сфере. Такими расстройствами страдают до 20% людей преклонного возраста. Они проявляются в значительном ухудшении памяти и внимания, повышенной утомляемости от выполнения интеллектуальных задач, нарушение речевых функций.
  3. Тяжелые (деменция). Такое расстройство мозговой деятельности еще называют слабоумием или маразмом. Чаще всего наблюдается у стариков. Это полная или частичная деградация личности.

Мозговая деятельность является очень сложным механизмом. Любое ее нарушение способствует появлению отклонений, которые в значительной степени влияют на поведение человека.

к оглавлению ↑

Причины развития, основные симптомы

Почему возникают когнитивные нарушения у детей и взрослых? В зависимости от их природы происхождения выделяют:

  • функциональные (временные);
  • органические (связанные с возникновением необратимого патологического процесса).

Функциональные нарушения имеют преимущественно временный характер. Они часто связаны с такими явлениями:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • эмоциональные потрясения;
  • нервные перегрузки.

Такие отклонения в мозговой деятельности могут возникать в любом возрасте. Например, нарушение когнитивных функций у детей может спровоцировать неблагоприятная обстановка дома или в школе, смерть или болезнь друзей, близких родственников и другие эмоциональные потрясения. Они носят временный характер и проходят сами собой при исчезновении раздражающих факторов.

Органические нарушения связаны с патологическими процессами в мозговом отделе. Существует несколько причин такого состояния:

  • Черепно-мозговые травмы. Патологические нарушения вследствие травм носят как временный, так и постоянный характер. Взрослый человек и ребенок могут упасть, получить удар по голове, что вызывает нарушения мозговых функций.
  • Нарушение кровоснабжения мозга. Его вызывают такие явления:
    • гипертония;
    • артериальная гипертензия;
    • атеросклероз;
    • сердечнососудистые болезни (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);
    • инсульт.
  • Метаболические нарушения. Они связаны с такими явлениями:

    • гипотиреоз (недостаток некоторых гормонов при нарушении функций щитовидной железы);
    • сахарный диабет;
    • почечная недостаточность;
    • печеночная недостаточность;
    • недостаток витамина В12 и фолиевой кислоты;
    • злоупотребление алкоголем;
    • курение;
    • употребление наркотических, токсических веществ, некоторых медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов).
  • Возрастные нарушения. Часто они связаны с мозговым отмиранием (атрофией) или уменьшением его массы. Старческие нарушения когнитивных функций ассоциируют с болезнью Альцгеймера или синдромом Паркинсона. Они являются прогрессирующими заболеваниями и не поддаются лечению.

Как выявить признаки когнитивных отклонений на ранних стадиях, чтобы вовремя начать соответствующее лечение? Следует обратить внимание на такие симптомы:

  • ухудшение памяти и способности к запоминанию;
  • понижение внимания;
  • утомляемость от простейшей умственной (интеллектуальной) деятельности.

При наличии таких расстройств (особенно у детей) необходимо пройти обследование, чтобы не запустить болезнь и вовремя начать лечение.

В более тяжелом течении (при умеренной стадии) наблюдаются следующие симптомы:

  • проблемы с речью (забывание слов и букв);
  • стойке ухудшение внимания;
  • забывчивость;
  • проблемы с письменностью, чтением;
  • трудности в выражении своих мыслей, чувств и эмоций;
  • ухудшение интеллектуальных способностей;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • раздражительность;
  • повышенная утомляемость.

В самой последней стадии, которая называется деменцией, к вышеперечисленным добавляются такие неприятные симптомы:

  • расстройство личности;
  • невозможность выполнять простейшие функции по уходу за собой (например, невозможность сходить в туалет, помыться, поесть);
  • изменение характера;
  • психические отклонения (человек забывает, кто он, не узнает людей вокруг).

Чем раньше будут выявлены когнитивные нарушения, тем лучше они поддаются лечению с помощью медикаментозных препаратов и психологических приемов. Деменция имеет прогрессирующий характер и не поддается лечению.

к оглавлению ↑

Диагностика, методы лечения и профилактики

Как определить наличие у человека когнитивных отклонений? Для этого пациент должен пройти специальное обследование, которое включает такие процедуры:

  1. Опрос и осмотр. Он проводиться опытным врачом-неврологом, который выясняет, когда начались нарушения познавательных функций мозга, как они проявляются. Также важно выяснить о наличии некоторых обменных и эндокринных заболеваний, перенесенных травмах головы, генетической предрасположенности (наличие деменции у родственников), принимаемых медикаментозных средств.
  2. Различные психические оценки и тесты. Эти мероприятия проводит врач-психиатр. Например, широко употребляют такой тест, как MMSE (Mini Mental State Examination). Он имеет 30 вопросов и способен определить степень повреждения когнитивных функций.
  3. Анализ крови. Проводят с целью определения причины отклонений. Для этого кровь исследуют на сахар, гормоны, наличие витамина В12. Также проводят печеночные пробы.
  4. Липидограмма.
  5. Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Проводится с целью визуализации мозговых повреждений.

Только после выявления причины отклонений назначается необходимое лечение. Оно базируется на применении лекарственных препаратов. Так стойкое поражение мозга при деменции лечат при помощи таких медикаментов:

  1. Донепезил.
  2. Галантамин.
  3. Ривастигмин.
  4. Мемантин.
  5. Ницерголин.

Их назначает только врач. Он же определяет дозировку и длительность терапии. При небольших нарушениях когнитивных функций, применяют лекарства, которые способствуют улучшению кровообращения, а также нейропотекторы. Это такие препараты:

  1. Глицин.
  2. Кортексин.
  3. Солкосерил.
  4. Мексидол.
  5. Цераксон.
  6. Мемоплант.
  7. Ноотропил.

Кроме лекарственных средств назначается специальная антихолестериновая диета с целью улучшения кровотока и снабжения головного мозга кислородом. Она заключается в отказе от жирных сортов мяса, молокопродуктов и употреблении свежих овощей и фруктов, морепродуктов. Важно также принимать витамины группы В, исключить из рациона алкогольные напитки, кофе.

Если когнитивные нарушения появились, то их редко удается вылечить полностью. Можно только приостановить процесс.

Для этого нужно изменить способ жизни. Поэтому для приостановления негативных явлений в головном мозге следует придерживаться таких правил:

  1. Постоянно находиться под наблюдением врача и принимать назначенные им медикаментозные препараты.
  2. Развивать когнитивные функции мозга (память, внимание, интеллект) с целью поддержания мозговой активности. Для этого нужно учить и рассказывать стихи, разгадывать кроссворды и загадки, рисовать, общаться с людьми.
  3. Избегать стрессовых ситуаций, не допускать психических расстройств, избегать отрицательных эмоций.
  4. Вести активный образ жизни. Мозг должен постоянно работать, ему нужен кислород и свежие впечатления. Поэтому важно заниматься спортом, путешествовать.
  5. Поддерживать социальные связи. Общение с людьми, обмен информацией, совместное проведение времени способствует активности мозга человека.
  6. Коррекция питания. Важным моментом для профилактики когнитивных нарушений является антихолестериновая диета с целью препятствия атеросклероза (образования бляшек, которые закупоривают сосуды и препятствуют нормальному кровообращению). Также важно обогатить свой рацион полезными продуктами (свежими овощами, фруктами, ягодами, кисломолочными продуктами, морепродуктами).
  7. Отказ от вредных привычек. В первую очередь, необходимо бросить курить, отказаться или уменьшить употребление алкогольных напитков, кофе. Также важно не принимать наркотические вещества и некоторые медикаменты.
  8. Насыщение организма витаминами группы В и Е, цинком, магнием и полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3.

Если придерживаться правильного образа жизни, то мозговые отклонения наступят очень не скоро. Это важно для поддержания хорошего самочувствия и интеллектуальной деятельности человека.

Когнитивные нарушения могут проявиться в любом возрасте по тем или иным причинам. Они способны доставить человеку и его близким много неприятностей, поскольку приводят к расстройству личности и медленной деградации. При обнаружении таких отклонений важно как можно раньше обратиться к врачу за помощью, чтобы не допустить осложнений.

Источник: https://oinsulte.ru/kognitivnye/narusheniya-kognitivnux-funkciya.html

Когнитивные расстройства: спектр нарушений от легкого дефицита до деменции

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.

В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

  1. Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
  2. Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
  3. Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
  4. Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
  5. Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.

Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:

В основном к деменции и другим формам психоневрологических расстройств приводит сочетание сосудистой патологии и недостаточности кровообращения в головном мозгу. В группу риска развития подобных осложнений входят люди, у которых диагностированы:

  • атеросклероз;
  • гипертония;
  • артериальная гипертензия.

Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):

Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций.

На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом.

В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

В последнем случае речь идет о:

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса.

При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти.

Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций.

В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана.

Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Источник: https://clinica-opora.ru/%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80-%D0%BD%D0%B0%D1%80/

Когнитивные нарушения:симптомы и причины патологии

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Когнитивные нарушения – это распространённый неврологический симптом, который часто возникает при наличии проблем с работой головного мозга. Его можно воспринимать как сигнал о том, что в организме появилось нарушения, которые следует срочно диагностировать. Расстройство когнитивных способностей напрямую влияет на возможность человека рационально познавать мир.

Подобная проблема возникает из-за различных заболеваний, поэтому крайне важно разобраться, что именно в организме пошло не так. Естественно, в домашних условиях лечением заниматься не следует. Обязательно потребуется обратиться к врачу для улучшения самочувствия.

  • 1. Характеристика
  • 2. Причины
  • 3. Симптомы
  • 4. Диагностика и лечение

Характеристика

Когнитивные функции – это способности нервной системы познавать, воспринимать внешний мир, а также обрабатывать получаемую информацию. Если подобная возможность отсутствовала бы, тогда человек не мог бы оценивать всё, что находится вокруг него. Следует подробнее рассмотреть, какие бывают когнитивные способности, а также как влияет на человека их нарушение.

Основные функции:

  • Восприятие. Человек утрачивает возможность воспринимать информацию, которая поступает из внешнего мира.
  • Психомоторика. Утрачивается способность выполнять определённые двигательные навыки, которые человек ранее приобрёл. Речь идёт о письме, рисовании, вождении автомобиля и о других вещих.
  • Внимание. У пациента утрачивается возможность выделять конкретную информацию из потока, то есть, он утрачивает способность концентрироваться. Человек больше не определяет то, что является важным, а что нет.
  • Интеллект. Значительно нарушается анализ получаемых сведений. Человек утрачивает возможность логически мыслить и делать какие-либо выводы.
  • Речь. Нарушается способность разговаривать, понимать других людей, правильно выражать свои мысли.
  • Память. Пациент утрачивает способность сохранять, а также воспроизводить получаемую информацию.

Все когнитивные нарушения значительно ухудшают качество жизни человека. Именно поэтому нужно в обязательном порядке обратиться к врачу, потому как потребуется провести общее обследование. Нужно понять, почему возникли мозговые нарушения. Только в этом случае удастся определить, что делать в конкретной ситуации.

Причины

Специалисты связывают появление когнитивных расстройств с различными провоцирующими факторами. Условно они делятся на две группы: органические и функциональные. В первом случае у человека всегда наблюдается повреждение головного мозга.

Подобные состояния имеют прямую связь с тем, что имеются болезни черепно-мозговой коробки. При этом подобные состояния преимущественно наблюдаются у людей преклонного возраста. Если же вовремя начать терапию, тогда можно достигнуть положительных результатов.

Функциональные когнитивные расстройства диагностируются в том случае, если у человека отсутствует прямое поражение головного мозга. К подобным негативным состояниям могут проводить значительные стрессы, переутомление, а также яркие отрицательные эмоции. Нередко данные расстройства встречаются у людей любого возраста, потому как они не зависят от конкретного количества лет.

Сами по себе они не являются опасными, потому как симптомы самостоятельно уходят со временем. Важно лишь устранить причину, которая привела к появлению патологии. Крайне важно в такой ситуации использовать медикаментозную поддержку, которую порекомендует врач.

Можно выделить ряд распространённых факторов, которые приводят к когнитивным нарушениям:

  • Сосудистые болезни, затрагивающий головной мозг. Отметить можно такие распространённые патологии, как инсульт, атеросклероз, а также гипертензию. Они нередко приводят к появлению когнитивных расстройств.
  • Травмы. Если у человека был ушиб или перелом черепно-мозговой коробки, тогда в будущем это может отразиться на состоянии органа. Как итог, со временем может проявиться когнитивное расстройство.
  • Сахарный диабет. Он приводит ко многим проблемам со здоровьем. В частности приводит к различным когнитивным нарушениям, если человек не будет полноценно лечить заболевание.
  • Алкоголизм и наркомания. Эти вредные привычки приводят ко многим проблемам со здоровьем. В частности они способствуют возникновению когнитивных расстройств, именно поэтому человеку важно отказаться от вредных привычек. Если этого не сделать, тогда можно столкнуться с различными заболеваниями.
  • Почечная и печеночная недостаточность. Данные болезни требуют своевременной диагностики, а также лечения. Если человек не будет принимать нужных мер для поддержания нормального самочувствия, тогда можно столкнуться с серьёзными проблемами со здоровьем.
  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона. Во время них возникает стойкое нарушение когнитивных функций. При этом предотвратить развитие болезни не удастся. В лучшем случае у человека получится замедлить прогрессирование нарушений.
  • Опухоли головного мозга. Они приводят к различным негативным симптомам, которые человек не сможет игнорировать. Если появляются когнитивные расстройства, тогда важно будет сразу принять меры и, как минимум, пройти обследование. На ранних стадиях будет возможность вылечить заболевание. При этом по мере его развития будет всё сложнее осуществить лечение и продлить срок жизни.
  • Отравления. Когнитивное расстройство может появиться даже при интоксикации, нередко её вызывают пищевые продукты, химические вещества, радиация. В такой ситуации будут конкретные симптомы, указывающие на отравление. Важно сразу принять меры по очистке организма и восстановлению функций, чтобы избежать опасных осложнений.
  • Рассеянный склероз. Болезнь преимущественно возникает у людей преклонного возраста. Во время неё считается обычным явлением возникновение когнитивных нарушений. По этой причине человеку важно будет вовремя начать лечение, чтобы была возможность улучшить своё самочувствие и как можно дольше поддерживать достойный уровень жизни.
  • Злоупотребление лекарственными препаратами. Крайне важно не употреблять медикаменты в чрезмерном количестве, а также смешивать их без необходимости и самовольно превышать дозировку. Иначе не стоит удивляться тому, что появились различные когнитивные расстройства.

Как можно понять, существует немало причин, которые приводят к негативным симптомам. Именно поэтому придётся пройти профессиональную диагностику в больнице, чтобы можно было понять, что происходит с конкретным человеком.

Симптомы

Недостаточно знать, что такое когнитивные нарушения. Важно понимать, как их распознать, чтобы можно было вовремя обратиться к врачу. Причём сам пациент может не понимать, что с ним что-то происходит не так. Следовательно, задача окружающих людей – обратить внимание на характерные признаки заболевания, чтобы можно было вовремя отвести человека к врачу.

Стоит отметить, что нередко страдает не одна функция, а сразу несколько. При этом многое будет зависеть от того, насколько тяжело протекает патологический процесс, а также в каком именно месте органа возникло нарушение.

Например, в большинстве случаев у людей отмечается проблема с памятью. Поначалу человек не помнит то, что произошло совсем недавно. По мере развития болезни он перестаёт помнить даже то, что было давно. Нередко он не может назвать даже своё имя, если здоровье находится в тяжёлом состоянии.

Когнитивные расстройства нередко проявляются ухудшением ориентации в пространстве. Человек может легко потеряться в незнакомом месте. При этом он может даже не помнить, куда идти, если находится в привычной обстановке.

По этой причине близким родственникам крайне важно следить за тем, чтобы пациент никуда не уходил.

Невозможность оценивать своё поведение, которое нередко является ненадлежащим. Человек не может себя критиковать, а также он не понимает, что его поступки бывают неправильными.

Значительно ухудшается концентрация внимание. Из-за этого человеку становится тяжело справляться с привычными задачами. Он утрачивает способность к работе, именно поэтому требует ухода со стороны близких людей.

Проблемы с мыслительной функцией являются распространённым проявлением когнитивных расстройств. Значительно ухудшается способность человека выполнять умственные задачи. Практически не воспринимается новая информация. При этом становится сложно делать какие-либо выводы.

Всего врачи выделяют три типа когнитивных нарушений: лёгкие, умеренные и тяжёлые.

В первом случае человек может поддерживать нормальный образ жизни, хотя страдает от того, что забывает имена людей, не может сам сориентироваться в незнакомом месте, а также ему тяжело подбирать слова.

При умеренныхкогнитивных расстройствах сразу ухудшается несколько процессов. Человек не может самостоятельно справляться даже с обычными делами, поэтому требует помощи от третьих лиц. Он забывает события из жизни, а также не может самостоятельно найти дорогу.

При тяжёлой форме возникают серьёзные проблемы с состоянием человека, он не может справиться даже с элементарным самообслуживанием. Человек не помнит большую часть сбытый из жизни. Он может даже не разговаривать, не ходить в нужное место в туалет, а также пациент полностью утрачивает психомоторные навыки.

Стоит отметить, что бывают когнитивные нарушения у детей, в этом случае у них наблюдается гиперактивность, проблемы со вниманием, неустойчивость психики, проблемы с чтением и письмом. Важно незамедлительно обратиться к специалисту, чтобы можно было улучшить состояние ребёнка.

Диагностика и лечение

При диагностике учитывается образ жизни человека, а также болезни, которые имеются у близких родственников.

Пациенту придётся пройти различные анализы, такие как анализ крови, МРТ и КТ, разные психические тесты, а также следует сделать лапидограму.

Исходя из результатов, можно будет отделить заболевание от других, а также определить, какая болезнь спровоцировала когнитивные нарушения.

Обязательно потребуется пройти терапию, которая будет назначена по результатам пройденных обследований. Врач сам решит, какие препараты потребуются человеку. Например, при стойком поражении головного мозга специалист может прописать Галатамин, Днепезил и Ницерголин.

Если имеются умеренные когнитивные нарушения, тогда специалист может назначить лекарства, которые поспособствуют улучшению кровообращения. Также нередко применяются нейропротекторы. Например, специалист может порекомендовать Глицин, Цераксн, Мексидол и Ноотропил.

Помимо лекарств, человеку придётся соблюдать специальную диету. Человеку потребуется отказаться от жирных продуктов, от употребления фруктов и овощей в свежем виде, а также от морепродуктов. При этом придётся принимать витамины группы B для поддержания организма.

Человеку не стоит отказываться от привычного образа жизни, нужно поддерживать социальное общение, оставаться активным, при этом нужно стараться избегать стрессов. Потребуется регулярно наблюдаться у врача, чтобы можно было скорректировать схему лечения, а также контролировать своё состояние.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/kognitivnye-narusheniya.html

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения.

В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности.

Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром.

Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь.

У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями.

Самое тяжелое проявление – полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии.

Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера.

Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы.

Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды.

Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Формы когнитивных нарушений

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие
    . Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные
    . Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения
    . Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие.

Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности.

Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция
    . Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий
    . Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия
    . Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия
    . Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).
Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: