Логоневрозы у детей: причины и лечение

Содержание
  1. Что такое логоневроз у детей, и как лечить данное заболевание дома
  2. Механизм логоневроза
  3. Причины логоневроза
  4. Методы лечения заикания дома
  5. Рекомендации при проблеме логоневроза
  6. Как победить заикание у ребенка?
  7. Что такое заикание у детей?
  8. Как определить заикание у детей?
  9. Когда проходит заикание у детей?
  10. Что делать если у ребенка заикание?
  11. Как лечится заикание у детей?
  12. Можно ли вылечить заикание у ребенка?
  13. Почему заикание у детей возвращается?
  14. Заикание у детей: причины и лечение, дыхательная гимнастика, упражнения и народные средства
  15. Почему дети заикаются: кто находится в группе риска?
  16. Какие бывают формы заикания у ребят дошкольного возраста?
  17. Стадии заикания и симптомы
  18. Диагностика: какой врач лечит заикание?
  19. Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?
  20. Массаж и логопедические упражнения
  21. Дыхательная гимнастика
  22. Препараты и успокоительные средства
  23. Народные методы лечения
  24. Мнение Комаровского о заикании
  25. Возможные осложнения и последствия
  26. Профилактика
  27. Логоневроз у детей – симптомы, причины и методы коррекции
  28. Что такое заикание
  29. Что представляет собой логоневроз у детей
  30. Симптомы и виды
  31. Степени заболевания
  32. Причины заикания
  33. Физиологические причины заикания
  34. Психологические причины заикания
  35. Социальные причины заикания
  36. Методы лечения заикания у детей
  37. Профилактика и предотвращение заикания у детей

Что такое логоневроз у детей, и как лечить данное заболевание дома

Логоневрозы у детей: причины и лечение

Иногда перед родителями возникает достаточно серьезная проблема — логоневроз у детей, причины и факторы возникновения которого до сих пор однозначно не объяснены психотерапевтами, дефектологами и логопедами.

Главным проявлением логоневроза является заикание.

Согласно международному классификатору болезней, заикание — нарушение ритмического течения речи, характерной чертой которого являются повторения слогов, слов, частые остановки или неумышленная пролонгация звуков.

Возникновение логоневроза обычно припадает на 3-5 лет. Это связано с интенсивным развитием речевой системы и ее чувствительностью в этом периоде. С каждым годом вероятность появления этого нарушения речи уменьшается: у детей 5-6 лет составляет 2%, 6-14 лет — 1%.

Оценка степени тяжести логоневроза осуществляется соотношением двух показателей: частоты ситуаций, в которых проявляется заикание, и силы его проявления.

Механизм логоневроза

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата.

Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов.

Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной.

Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается.

Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

Причины логоневроза

Факторы, которые влияют на формирование группы риска:

  1. Недостатки центральной нервной системы, связанные с патологиями внутриутробного развития, родовых травм и заболеваний, перенесенных в раннем возрасте;
    Лабильная нервная система, что выражается в плаксивости, тревожности, раздражительности;
  2. Индивидуальные особенности развития речи (более интенсивный темп развития фразовой речи может спровоцировать возникновение заикания, а также резкое введение в обиход второго языка, в то время как ребенок еще не освоил полностью свой собственный);
  3. Генетическая слабость центральных речевых механизмов.
  4. Чтобы запустить в действие логоневроз у детей, причины и располагающие факторы должны подкрепляться острым дополнительным влиянием патогенного внешнего воздействия.
  5. Позднее становление речи у ребенка и расторможенность нервной системы, в результате чего звуки произносятся размыто или скомкано;
  6. Физические недостатки, которые могут формировать комплекс «белой вороны» и ощущение собственной неполноценности.

Сопутствующие факторы:

  • Предъявляемые неоправданно завышенные требования;
  • Излишне строгое отношение к ребенку, придирки, контроль, отсутствие единой стратегии воспитании, противоречивые требования;
  • Отсутствие эмоционального контакта, холод в отношениях с близкими и родными, отсутствие поддержки и заботы;
  • Психические травмы, хронический или острый стресс. Особенности атмосферы и микроклимата, в котором чаще всего находится ребенок (травмирующие ситуации в семье, хронические конфликты в детском коллективе).

Методы лечения заикания дома

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности.

Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются.

Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и ых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать ые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния, способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров.

Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже. Услышав свой голос, ребенок подстраивается под его звучание.

Постоянные занятия с компьютерными программами способны улучшить темп речи, сделать ее плавной и непрерывной.,

Рекомендации при проблеме логоневроза

Четкий и правильный распорядок дня. Перед сном взрослым следует ограничить просмотр телевизионных программ и фильмов. Особенно тех, которые могут действовать на нервную систему возбуждающе.

Создать благоприятную атмосферу дома. Исключить жесткие дисциплинарные меры и наказания, убрать расхождения в требованиях к ребенку, свести их к единой системе.

Не делать акцент на проявлениях дефектов речи, не указывать на них, не одергивать ребенка и не исправлять его, если он сказал не так, как следует. Тем более нельзя это делать при посторонних людях.

Такое поведение взрослых способно только усугубить степень выраженности проблемы.

Положительные эмоции. Ребенок должен понимать, что в любом случае он желанный и важный для своих родителей, его любят и заботятся о нем. Логоневроз не делает из малыша ущербного и неполноценного человека. Это нужно показывать постоянно, усиливая у ребенка веру в себя и свои силы.

Внешняя благоприятная атмосфера. Стрессовая обстановка, напряженный микроклимат, действующий на моральное состояние угнетающе, нивелируют любой эффект от занятий и упражнений. Необходимо поддерживать благоприятную обстановку дома, обеспечить спокойный и благожелательный эмоциональный фон, в котором будет комфортно работать и отдыхать.

Источник: http://onevroze.ru/chto-takoe-logonevroz-u-detej-i-kak-lechit-dannoe-zabolevanie-doma.html

Как победить заикание у ребенка?

Логоневрозы у детей: причины и лечение

В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).

Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.

Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.

Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:

  • слабость нервной системы вследствие инфекционных заболеваний (менингит, краснуха, корь и др.);
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребёнка;
  • наличие хронической патологии (пневмония, ревматизм и др.);
  • наличие детского церебрального паралича;
  • осложненная беременность;
  • бытовые конфликты и др.

Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.

Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.

Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.

Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:

  • лечебно-оздоровительный, направленный на нормализацию психики и функционирование нервной системы, а также оздоровление нервной ткани;
  • коррекционно-воспитательный, предусматривающий образование и закрепление правильных речевых навыков и стандартов.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Как определить заикание у детей?

Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.

Индикаторами наличия заикания у детей служат:

  • расстройство точности, понятности и ясности фраз;
  • отсутствие особенно трудных для произношения слов, слогов или звуков в речи;
  • трата большого количества усилий на воспроизведение речи (лицо ребенка может покраснеть, выступить пот и др.);
  • наличие вспомогательных движений при разговоре (переминание с ноги на ногу, шмыганье носом, сжатие кулаков и др.). Отсутствие квалифицированной помощи может привести к закреплению этих мотостандартов и в дальнейшем оказывать дополнительное негативное влияние на психику ребенка;
  • страх перед речью, раздражительность, плаксивость и замкнутость;
  • пассивно-агрессивное поведение;
  • трудности перед действиями, требующими мелкой моторики (вследствие нарушения координации движений);
  • энурез, расстройство аппетита и сна, и др.

Когда проходит заикание у детей?

Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.

Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.

Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.

Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.

Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:

  • нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
  • длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
  • лицевой нервный тик при разговоре;
  • наследственный фактор заикания.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Как лечится заикание у детей?

Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.

Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:

  • режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
  • логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
  • улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
  • массаж;
  • ые упражнения для нормализации речевой моторики и др.

Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.

Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.

Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.

Почему заикание у детей возвращается?

В некоторых случаях заикание возвращается, специалисты называют такой тип нарушения «циклическим», то есть чередуются периоды ремиссии, когда ребенок говорит нормально и рецидивы с расстройством плавности и темпа речи. Чаще всего возобновление дефекта встречается у детей, лечение которых началось в подростковом возрасте. В данном случае рекомендуется продолжать работу с лечащим врачом и психологом.

Источник: https://onclinic.ua/blog/kak-pobedit-zaikanie-u-rebenka

Заикание у детей: причины и лечение, дыхательная гимнастика, упражнения и народные средства

Логоневрозы у детей: причины и лечение

Заикающиеся люди, а тем более дети, встречаются очень часто. В современном обществе к заиканию относятся по-разному. Такие ребята нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, что причиняет им эмоциональную боль и только усугубляет проблему.

Стоит раскрыть тему заикания с медицинской точки зрения. Что становится причиной речевого дефекта, и кто попадает в группу риска? Какие формы имеет заболевание, и как оно проявляется у детей в разном возрасте? Какое обследование необходимо пройти? Самое главное – как правильно лечить недуг, чтобы навсегда от него избавиться?

Почему дети заикаются: кто находится в группе риска?

Заикание – это один из видов речевых дефектов, который появляется при нарушениях центральной нервной системы. Он проявляется при судорогах (спазмах) артикуляционных органов и выглядит как повторение отдельных звуков. В медицинской терминологии для данного недуга существует специальное общее название – логоневроз.

Однозначно ответить на вопрос «почему дети заикаются?» сложно, ведь каждый случай индивидуален. Главной предпосылкой проявления симптомов является сбой в работе нервной системы. Все зависит от состояния здоровья малыша, его анамнеза и окружающей среды, в которой он растет.

Проявиться логоневроз может когда-угодно, но обычно это случается у детей еще в раннем дошкольном возрасте. Сложно заметить его признаки у детей до 3 лет. В этот период речь только формируется, любому ребенку сложно произносить отдельные звуки. Однако понаблюдав, заикание сразу становится явным.

Многие считают, что главной, если не единственной, причиной заикания является испуг. Испуг действительно может спровоцировать проблему, однако это далеко не главная и не единственная причина, особенно это касается раннего возраста.

Причины и факторы, которые формируют группу риска:

  • наследственный фактор;
  • тяжелое течение беременности, перенесенные мамой инфекционные заболевания;
  • повреждения головного мозга при родах;
  • патологии нервной системы;
  • слабая (шаткая) нервная система у малыша, повышенная впечатлительность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • последствия некоторых инфекционных болезней;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Вышеперечисленные пункты являются серьезной предпосылкой для проявления логоневроза. Как правило, им необходима решающая эмоциональная, психологическая или социальная причина, которая действует, как пусковой механизм.

Явления, которые провоцируют логоневроз:

  1. Стресс. Любое стрессовое состояние опасно для малыша, особенно, если стресс постоянный. Сильный испуг, конфликты в семье, неодобрительное отношение со стороны родителей, их излишняя требовательность отрицательно влияют на психику и провоцируют множества расстройств.
  2. Тревожность. Некоторые дети обладают наибольшей впечатлительностью и тревожностью, они легко подвергаются испугу и начинают заикаться.
  3. Интенсивный темп речи. Многие родители жалуются на то, что их дети «тараторят», заглатывают слоги, невнятно выговаривают звуки. Когда малыш с самого начала постоянно говорит слишком быстро, его дикция может сформироваться неправильно.
  4. Быстрый темп речи у родителей или наоборот, наличие в семье заикающихся. Дети впитывают информацию подобно губке и всячески подражают взрослым.
  5. Сложные ситуации. Резкая смена обстановки и окружения, переезд, переход в новый детский сад часто заставляют ребят волноваться, что сказывается на их эмоциональном состоянии.

Какие бывают формы заикания у ребят дошкольного возраста?

Когда малыш систематически повторяет отдельные звуки во время разговора, это обобщенно называют заиканием. В медицине же существует несколько форм и видов данного речевого дефекта, которые отличаются своим проявлением и происхождением. Всего их около десятка, часто формы бывают смешанными.

Основные виды патологии:

  1. Логоневроз. Невротическое заикание самое распространенное среди детей. Его вызывают различные расстройства нервной системы, вызванные стрессом, испугом, тревогой и др. Дефект хорошо поддается лечению и при необходимой терапии исчезает полностью.
  2. Неврозоподобное заикание. Проявляется при поражениях ЦНС врожденного или приобретенного характера. Лечится гораздо сложнее, но при систематическом подходе сводится к минимуму.
  3. Клоническое. Выражается в непроизвольном и неконтролируемом повторении или растягивании звуков, слогов.
  4. Тоническое. Малыш не в состоянии проговаривать звуки или некоторые слова. Наблюдаются частые паузы и остановки при разговоре.

Каждый из видов заикания имеет разное происхождение, что влияет на курс необходимой терапии.

Стадии заикания и симптомы

Различают 3 основные стадии (степени) патологии:

  1. первая или начальная стадия (симптомы проявляются слабо, только после влияния внешних негативных факторов);
  2. средняя (запинания в речи регулярны, но могут контролироваться);
  3. тяжелая (ребенок запинается постоянно, вне зависимости обстановки или настроения, симптоматика ярко выражена).

У детей до 3 лет признаки логоневроза нередко смазаны и плохо выражены. Малыш только учится говорить, поэтому родители списывают повторения на непоставленную и несформированную речь. Зная симптомы и внимательно наблюдая за малышом, можно легко определить заболевания на ранней стадии, вовремя заняться коррекцией речи и полностью вылечить недуг.

Симптомы логоневроза:

  • малыш постоянно делает паузы, наблюдается заметное затруднение в речи и физическое напряжение (сжимает кулачки, напрягает лицевые мышцы, краснеет или бледнеет);
  • сбивается дыхание, перед произношением или сразу после него ребенок делает глубокий вдох;
  • запинания сопровождаются определенной мимикой (раздувается нос, бегают глаза, напрягается лицо);
  • при паузах речь становится громче;
  • повторение звука или слога происходит более 2-х раз подряд.

Диагностика: какой врач лечит заикание?

Диагностика имеет не меньшее значение, чем сама терапия. При малейших проявлениях проблемы следует сразу обратиться к специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы на полное выздоровление.

Появляется важный вопрос: «к какому врачу обратиться?». Здесь необходим комплексный подход, поэтому понадобится консультация и осмотр у педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда, то есть всестороннее обследование.

Логопед поможет откорректировать речь, чтобы устранить дефект. Педиатр исключит или подтвердит общие системные нарушения.

Невролог обследует центральную нервную систему, а психолог разберется с психоэмоциональным состоянием маленького пациента.

Помимо осмотра, консультации и беседы обследование включает несколько диагностических процедур:

  • МРТ головы;
  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию.

Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?

Заикание у детей — непустяковая проблема, не стоит ждать, что оно пройдет само по себе. Без квалифицированной помощи не получится отучить ребенка заикаться. Ни в коем случае нельзя ругать за это малыша. Родители должны со всей ответственностью подойти к терапии и всячески поддерживать свое чадо.

В большинстве случаев лечение носит комплексный характер. Оно включает в себя регулярные занятия с логопедом и обязательное повторение упражнений дома, специальный массаж, беседы с психологом, при необходимости прием успокоительных препаратов. Очень важно устранить раздражающие факторы, которые провоцируют запинания. Необходимо оградить ребенка от стресса, наладить эмоциональный контакт.

Массаж и логопедические упражнения

Без посещений логопеда не обойтись. Именно специалист правильно поставит речь и откорректирует дефекты. Все упражнения выполняются в медленном и комфортном ритме. Работа с заикающимися детьми требует регулярности и ответственности. Важно повторять их и в домашних условиях. Родители должны следить за правильностью выполнения, не лениться и заниматься вместе с детьми.

Примеры логопедических упражнений:

  1. Веселые карусели. Логопед вместе с маленьким пациентом медленно и размеренно ходят по кругу. На каждый шаг они по слову выговаривают фразу (одно слово на шаг) – «мы смешные карусели – ОПА-ОПА-ОПА-ПА-ПА, ТАТАТИ-ТАТИ-ТА-ТА».
  2. Цыплята. Малыш изображает цыпленка, поочередно прыгая на одной ножке. При смене ноги меняется фраза, которую он нараспев произносит. «Хлоп-топ-хлоп», «ап-цап-тап», «уф-ив-аф», «тап-тип-рап-роп-цып-цып».
  3. Дирижер. Логопед изображает движения дирижера. При взмахе руками ребенок распевает гласные звуки, затем слоги, а после любые понравившиеся слова.
  4. Артист. Для этого малыш должен знать хотя бы коротенькое стихотворение. Он его не спеша распевает под спокойную тихую мелодию. Постепенно можно разучивать более сложные и длинные стихи. Тренируется не только дикция, но и память.

Терапия включает несколько курсов массажа. Длительность и количество сеансов подбирается индивидуально. Важно, чтобы процедуру проводил опытный специалист. Во время массажа врач воздействует на определенные специальные точки, что регулирует и восстанавливает нервную регуляцию речи.

Дыхательная гимнастика

Сбивание дыхания – важный и заметный симптом логоневроза. Именно поэтому дыхательная гимнастика приносит результаты. Она помогает сделать речь свободной, легкой и естественной. Задача упражнений – научить малыша одновременно совмещать речь и дыхание.

Занятия может проводить логопед, он научит выполнять их в удобной игровой форме. Дыхательную гимнастику нужно повторять дома. При желании родители могут придумать свои игры в зависимости от предпочтений малыша.

Дыхательные упражнения:

  • дуть мыльные пузыри;
  • надувать воздушный шарик;
  • дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы она бурлила;
  • перекатывать по столу ватные или поролоновые шарики, будто играя в футбол и др.

Препараты и успокоительные средства

Назначать медикаменты может только тот специалист, который поставил диагноз. Принимать таблетки самостоятельно категорически запрещено, так как некоторые лекарства воздействуют на ЦНС.

В основном используется два вида препаратов – успокаивающие и воздействующие на нервную систему. Первые помогают при стрессе или тревоге. Вторые регулируют и нормализуют работу тех нервных центров, которые провоцируют заикание. Если причиной возникновения недуга стали проблемы с ЦНС, без специальных препаратов не обойтись.

Народные методы лечения

Лечение заикания у детей при помощи народных методов необходимо обсудить с лечащим врачом. Специалисты нередко рекомендуют домашние средства как составляющее комплексной терапии.

В домашних условиях можно приготовить успокаивающий и расслабляющий отвар. Понадобится травяной сбор из ромашки, мяты, мелисы, валерианы и крапивы. При аллергии на один из компонентов, его можно исключить. На стакан кипятка взять столовую ложку сбора. Хорошо настоять, процедить, по желанию добавить мед.

Мед в любом виде помогает успокоиться. Его добавляют в чай, молоко или кладут в виде компресса на язык. Сначала нужно проверить переносимость продукта, так как это аллерген.

Мнение Комаровского о заикании

Доктор Комаровский пользуется большим авторитетом у многих родителей. Его подход к детскому здоровью профессионален и адекватен. Он отмечает особую важность роли родителей в процессе выздоровления их чада. Чтобы работа специалистов не была пустой, нужно обеспечить правильную домашнюю обстановку.

Советы Комаровского:

  1. наладить режим дня (сон, еда, прогулки, занятия должны проходить в одно и то же время);
  2. устранить стресс, переживания, страх, особенно перед сном;
  3. исключить слишком активные игры или занятия, сделать акцент на спокойных развлечениях;
  4. как можно больше гулять на свежем воздухе;
  5. точно придерживаться всех назначений и рекомендаций врачей.

При выполнении всех правил Комаровский дает положительные прогнозы на полное выздоровление. Коррекция речи происходит не сразу, поэтому важно быть последовательными и запастись терпением.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей – это серьезное заболевание, которое имеет свои последствия и осложнения. При отсутствии медицинской помощи симптомы будут только усугубляться, что скажется на качестве жизни.

Логоневроз мешает общаться с людьми, заводить знакомства и новых друзей. Больные часто стесняются, смущаются, а вскоре замыкаются в себе. Постепенно смущение переходит в стресс, невроз или хроническую депрессию. Таким детям сложнее учиться и адаптироваться в обществе.

К тому же проблема не пройдет самостоятельно. Если ее не лечить, она сохранится на долгие годы или всю жизнь.

Профилактика

Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

Источник: https://RosMedPlus.ru/bolezni/nevrologiya/lechenie-zaikaniya-u-detej.html

Логоневроз у детей – симптомы, причины и методы коррекции

Логоневрозы у детей: причины и лечение

Заикание – это стойкий и частый речевой дефект, который встречается у человека в раннем возрасте. Чем быстрее выявиться заболевание, тем проще его будет лечить. Происходит лечение комплексно и имеет в себе сразу несколько методик. О логоневрозе, его причинах  методиках борьбы с недугом пойдет речь в статье.

Что такое заикание

Дефект речи может быть очень обескураживающим. Те из нас, кто говорит нормально, не в состоянии понять глубину страданий заикающегося. По сообщениям, более 70 миллионов человек во всем мире заикаются. В США заикаются более 3 миллионов человек.

Существует день, посвященный повышению осведомленности о дефекте: Международный День осведомленности о заикании (ISAD) проводится 22 октября каждого года. Заикание-это биологическое и неврологическое состояние, которое вызвано несколькими факторами, в том числе генетикой. Множество заикающихся групп по всему миру организуют мероприятия, посвященные этому дню.

Заикание может оказать серьезное влияние на психическое и эмоциональное благополучие человека, даже на его самооценку. Ежедневная коммуникативная деятельность может быть трудной задачей.

Особенно сильно страдают дети, которые заикаются. Взаимодействие со своими одноклассниками или учителями может быть большой проблемой. Над ними либо смеются, либо издеваются из-за их неполноценности.

Забудь говорить по телефону, говорить такие вещи, как ” меня зовут… или: “Можно мне чашечку чая?- это может быть утомительное, растянутое проговаривание, затрагивающее как говорящего, так и слушающего.

Говорят, что некоторые известные личности начинали свою жизнь заикаясь. У них было заикание, которое делало публичные выступления большой головной болью.

Даже кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден имел обыкновение заикаться. Над ним издевались одноклассники и монахиня в католической школе за его дефект речи-он годами боролся, чтобы справиться с этой проблемой.

Мы все смотрим на пример для подражания. Вдохновляющие примеры показывают нам, как справиться с жизненными трудностями – и стать хорошим человеком.

Что представляет собой логоневроз у детей

Логоневроз у детей – это нарушение речи, которое проявляется как судорожные, хаотические ее задержки, повторение звуков или затяжное их произношение. Это форма заикания, которая проявилась на фоне невроза.

Симптомы и виды

К основным симптомам логоневроза относят:

  • Характерная тревожность.
  • Страхи ночью.
  • Частые прерывания ночного сна.
  • Энурез.
  • Ускоренное сердцебиение во время разговора.
  • Тремор рук.
  • Повышенная потливость.
  • Волнение.

Внешне, заболевание у детей протекает также как и в зрелом возрасте. Речь ребенка начинает запинаться, заметны судороги речевого типа, паузы во время ых предложений или повторение одних и тех же слов, звуков. Дыхание во  время логоневроза поверхностное, не имеет регулярности – больной разговаривает только на вдохе или после полного выдоха.

Врачи-логопеды разделяют эту болезнь на два вида:

  1. Логоневроз тонического типа – во время речи проявляются длинные паузы, звуки затяжного типа.
  2. Клонического типа – во время предложений происходит повтор слов или звуков.

Степени заболевания

  1. Легкая. Наличие запинок и повторений во время разговора.
  2. Средняя. Выраженные заикания во время диалога.
  3. Тяжелое. Сильные заикания, которые сопровождаются судорогами на лице, губах, гортани.

Причины заикания

Причинами развития логоневроза у детей могут быть психическими, физическими или социальными.

Физиологические причины заикания

Физиологические причины развития логоневроза у ребенка могут быть связаны с проблемами в работе нервной системы, травмой полученной во время родов, а также плохой наследственностью.

В некоторых случаях, развитие болезни по физиологическим причинам может быть связано с органическими нарушениями отделов мозга находящимися под его корой.

Речевые проблемы могут сопутствоваться наличием заболеваний органов, которые связанны с речью или травмой нервной системы по причине перенесения рахита, тифа или кори.

Психологические причины заикания

Причины психологического характера связаны с эмоциональным состоянием ребенка. Развитием логоневроза могут послужить сильными эмоциональными потрясениями. Во время возбуждения, мозг человека начинает работать быстрее, чем его речевой аппарат.

Развитие заикания может сопутствоваться такими факторами:

  • страх перед громкими звуками;
  • темнота;
  • наказания.
  • потерей близких в раннем возрасте.
  • одиночество.
  • страх перед поведением животных.

Социальные причины заикания

Если взрослые должны образом не участвовали в формировании речи ребенка, то у него могут возникнуть такие проблемы как:

  1. Скороговорение.
  2. Нарушения произношения звуков.
  3. Речь на выдохе.
  4. Чрезмерная строгость родителей во время воспитания.
  5. Непроизвольные подражания заикающимся звукам.
  6. Непроизвольное копирование заикания.

Социальной причиной возникновения болезни может быть изучение 2-3 языков в раннем возрасте.

Методы лечения заикания у детей

Логоневроз у детей лечат при помощи логопедических занятий, дыхательных гимнастик, специальных массажей, компьютерных программ и медикаментозного лечения.

Занятия логопедического типа это проведение комплексных упражнений, которые подбираются к каждому ребенку в отдельности. После того как врач выявит степень логоневроза, он выбирает для пациента комплекс занятий, которые помогут нормализовать речь.

Упражнения дыхательного типа проводятся с пациентом, основываясь на методиках А. Стрельниковой. Во время их выполнения, ребенку разрешают сидеть или стоять. Вдохи необходимо вделать резко, выдохи плавно и не быстро. К таким упражнения относят:

  • Кошка. Каждое приседание сопровождается поворотами корпуса. Во время выпрямление пациент должен желать вдох, во время приседания – выдох.
  • Насос. Глубокие и медленные вдохи и выдохи с вытягиванием губ в форме дудочки.
  • Уши. Наклонение головы до того, пока ухо не достанет плеча. Во время наклона производится вдох, во время выпрямления – выдох.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях в направлении ладонями к полу. ВО время выпрямления рук – спокойный выдох, исходное положение – быстрый вдох.

Во время проведения точечных массажей направленных на лечение логоневроза у детей происходят плавные и массирующие движения руками, которые воздействуют на края губ, областей носа, мочек ушей и подбородок. При массаже включается расслабляющая музыка или рассказываются добрые стихотворения.

Сейчас, популярны такие методы лечения детского заикания как использование компьютерных программ. Они одобрены множеством врачей со всего мира. Их используют для домашнего лечения детского логоневроза. Существуют такие компьютерные программы:

Медикаменты используют только в качестве вспомогательного метода лечения детского заикания. Их прием нужен для нормализации работы мозга, а также для исправления патологий в области работы ЦНС. Прием препаратом без проведения осинового лечения не несет положительных результатов.

Ребенку могут назначить такие лекарственные средства как:

  1. Препараты против судорог.
  2. Гомеопатические лекарства.
  3. Успокаивающие.
  4. Транквилизаторы.
  5. Ноотропы.

Профилактика и предотвращение заикания у детей

Логоневроз у детей можно предотвратить. Во время профилактики этого заболевания, ребенку, в обязательном порядке необходим правильный распорядок дня:

  • Время сна должно начинаться не позже чем с 21:00.
  • Систематический прием еды в установленные временные промежутки.
  • Наличие ежедневного дневного сна.

Ребенку нужно дать стабильность и предсказуемость во всех аспектах его жизни. Обеспечить его от стрессов и нервозностей во время дневных прогулок, пище, а также в развлечениях. Если вы собираетесь принять дома гостей, то нужно предупредить об этом ребенка заблаговременно. Следует исключить появления в доме людей, которые ему не приятные и шумные посиделки.

Детям с логоневрозом, которые ходят в детские сады или школы, нужно обеспечить средние нагрузки физического и умственного типа. Нельзя упускать период утомления малыша. Предлагайте ему отдых или смените его деятельность. Ребенок может заикаться из-за того что ходит сразу в несколько художественных или спортивных кружков, или от него требуют высоких результатов в плане обучения.

Каждый опекун должен обеспечивать своего ребенка снятием напряжения и беспокойства, когда они у него проявляются. Следует начинать с теплых ванн в вечернее время. Добавляйте в воду лаванду, сосну или мяту. Они способствуют успокоению центральной нервной системы.

Детям редко назначают для лечения логоневроза медикаментозные препараты. Советуется прибегнуть к помощи седативных средств: мяты, и других отваров и настоев, собранных из натуральных растений.

Эффективны массажи, во время которых происходит растирание и поглаживание чувствительных зон, теплый свет, спокойная музыка и чтение спокойных и добрых сказов на ночь, в которых должен присутствовать хороший конец.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/logonevroz-detej

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: