Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий

Содержание
  1. Физическая терапия у детей с ДЦП
  2. Подходы в терапии
  3. Бобат-терапия (нейроразвивающая терапия)
  4. CIMT терапия (индуцированная ограничением двигательная терапия)
  5. Паттернинг
  6. Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий
  7. Массаж при ДЦП у детей
  8. Условия проведения
  9. Показания и противопоказания
  10. Реабилитация детей при ДЦП – основные принципы и подходы
  11. Пять основных клинических форм ДЦП
  12. Этапы реабилитации детей с ДЦП
  13. Методы реабилитации больных ДЦП
  14. Лечебная физкультура
  15. Гидрокинезиотерапия
  16. Лечебный массаж
  17. Ортопедическое лечение
  18. Психотерапия и психологическая реабилитация
  19. Реабилитация детей с ДЦП
  20. Особенности заболевания
  21. Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП
  22. Комплексы упражнений ЛФК
  23. Массаж
  24. О пользе лфк при дцп
  25. Войта-терапия — эффективный метод реабилитации
  26. Принцип терапии, уникальность
  27. Частота и интенсивность занятий
  28. Показания к проведению сеансов
  29. Бобат-терапия: суть метода
  30. Принципы лечения
  31. Основные упражнения и правила выполнения
  32. Реабилитация при ДЦП: массаж, ЛФК, терапия
  33. Массаж для детей с ДЦП: правила проведения
  34. Какими будут результаты

Физическая терапия у детей с ДЦП

Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий

Как подчеркивал в своих трудах Керем Гунель (Gunel (2011), работа с ребенком с нарушениями — как функциональными, так и психологическими, — должна строиться на принципах междисциплинарного подхода.

Такой подход позволяет добиться увеличения независимости пациента и улучшения качества жизни ребенка и его семьи. И одну из ключевых ролей в такой модели играют физические терапевты, рассматриваемые как «эксперты по движению».

По Гунелю, главная цель физической терапии – поддержка ребенка с ДЦП, помощь в достижении физической независимости и развитие уровня физической подготовки.

Физическая терапия фокусируется на функции, движении и оптимальном использовании потенциала ребенка. Она использует физические подходы для улучшения, закрепления и восстановления физического, психологического и социального благополучия ребенка в окружающей среде, включая дом, школу, места отдыха и проживания.

Крупные моторные навыки, функциональная мобильность, работа с двигательными нарушениями, позиционирование, сидение, переход из положения сидя в положение стоя, ходьба с использованием технических средств реабилитации и ортезов и без них, использование инвалидной коляски и перемещения – вот области, над которыми работают физические терапевты. Для того, чтобы развить функциональные способности ребенка, специалисты используют широкий набор физиотерапевтических методов, которые будут рассмотрены в рамках данного обзора.

Подходы в терапии

По данным Patel (2005), при лечении детей с ДЦП используется целый ряд терапевтических вмешательств. Однако пока что доказательная медицина не может подтвердить эффективность каждого из них.

Так, существуют доказательства в поддержку использования нейромышечной электростимуляции, в то время как доказательства, однозначно подтверждающие эффективность нейроразвивающей терапии, пока что отсутствуют.

Также клинические исследования не готовы подтвердить эффективность многих других вмешательств при лечении ДЦП, среди которых сенсорная интеграция, тренировка на тредмиле с поддержкой тела, кондуктивная педагогика, тренировка с принудительным выполнением движений и гипербарическая кислородная терапия.

В данной статье мы рассмотрим наиболее значимые аспекты популярных подходов и вмешательств, используемых при работе с ДЦП. Antilla H. в своем систематическом обзоре 2008 года перечисляет целый ряд реабилитационных техник.

Выбор той или иной техники зависит как от самого врача, так и от страны, где он работает, подчеркивает автор статьи.

Ниже представлен список наиболее популярных методов физической терапии при работе с ДЦП, появившихся за последние несколько десятилетий.

Терапевтические подходы в работе с детьми с ДЦП:

  1. Бобат-терапия (Нейроразвивающая терапия).
  2. Кондуктивное обучение.
  3. Сенсорная интеграция.
  4. Костюм «Адели».
  5. Проблемно-ориентированный подход в терапии.
  6. Продвинутая нейромоторная реабилитация.
  7. Метод биологической обратной связи.
  8. Японская методика Dohsa-Hou.
  9. Стимуляция электрическим током.
  10. Раннее вмешательство (например, проект «Portage project»).
  11. Функциональная физическая терапия.
  12. Функционально-ориентированная программа MOVE (Mobility Opportunities Via Education/Experience).
  13. «Паттернинг», или методика Домана-Делакато (напр. IAHP\BIBIC\Brainwave).
  14. Тазовое позиционирование.
  15. Занятия физкультурой.
  16. Силовые тренировки.
  17. Упражнения направленного воздействия.
  18. Войта.
  19. Тренировочная программа по методике Фелпса (т.н. «15 методов Фелпса»).
  20. Рекреационная терапия (включая иппотерапию и гидротерапию).
  21. Альтернативные виды терапии (гипербарическая оксигенотерапия, акупунктура, остеокраниосакральная терапия).

Бобат-терапия (нейроразвивающая терапия)

Одна из самых популярных методик работы с детьми с ДЦП – Бобат-терапия, также известная как нейроразвивающая терапия.

Она была разработана Бертой и Карлом Бобат в 40-х годах прошлого столетия и основывалась на их личных наблюдениях при работе с детьми с церебральным параличом.

Данный подход базируется на следующей идее: двигательные нарушения у детей с ДЦП связаны с проблемами с двигательным контролем и рефлексами, которые, в свою очередь, обусловлены нарушениями центральной нервной системы.

Этот подход направлен на стимулирование типичного двигательного развития и функционирования, а также на предотвращение развития вторичных нарушений, обусловленных мышечными контрактурами, деформациями суставов и конечностей. Хотя эффективность Бобат-терапии при церебральном параличе была поставлена под сомнение в некоторых опубликованных обзорах, существует ряд исследований, подтверждающих его эффективность.

CIMT терапия (индуцированная ограничением двигательная терапия)

Индуцированная ограничением двигательная терапия преимущественно применяется у детей с гемиплегической формой церебрального паралича. Ее цель — улучшить использование пораженной верхней конечности.

При этом подходе иммобилизируется более сильная или неповрежденная рука, чтобы таким образом заставить пациента постепенно начать использовать свою больную руку. Antilla и соавт.

(2008) обнаружил одно исследование высокого качества и одно – более низкого качества, которые исследовали влияние CIMT-терапии на функциональные возможности ребенка. Использование иммобилизирующего аппарата вместе с CIMT-терапией показало позитивные результаты в количестве и качестве использования поврежденной руки.

Также в экспериментальной группе у детей было обнаружено новое перспективное поведение. Однако никаких эффектов не было обнаружено при проведении специфического теста на использование верхней конечности (т.н. «Quality of Upper Extremity Skills Test», или QUEST).

Использование подвески для плеча во время CIMT-терапии также положительно сказалось на функциональном использовании поврежденной руки, сократило время, затрачиваемое на выполнение задания, улучшило скорость и ловкость. Однако не имело никакого влияния на чувствительность, динамическую силу кисти или ее спастику. Исходя из этого, Antilla и соавт.

(2005) назвали умеренными доказательства эффективности CIMT-терапии для улучшения функционального использования пораженной конечности. Dilip R. Patel в статье, опубликованной в 2005 г. в «The Indian Journal of Pediatrics», отметил, что эффективность данного подхода не была до конца изучена и доказана.

Кроме того, указывает автор, неясным остаются последствия длительной иммобилизации нормально развивающейся верхней конечности.

Паттернинг

Концепция паттернинга основывается на теориях, которые сформулировали в 50-е и 60-е годы прошлого столетия нейрохирург Темпл Фэй, специалист по возрастной психологии Карл Делакато и физический терапевт Гленн Доман.

Данный подход основывается на следующем принципе: типичное развитие младенцев и детей проходит через четкие и заранее определенные стадии. И если на одной из этих стадий возникает ошибка, то дальнейшее развитие будет либо приостановлено, либо идти с нарушениями.

Основываясь на этом принципе, они предположили, что развитие двигательных навыков у ребенка с ДЦП может быть запущено, если пассивно провести его через все стадии типичного развития. Данный процесс они назвали паттернингом.

Родителей и других лиц, осуществляющих уход за ребенком, учат выполнять эту технику на дому, однако это требует очень много времени и сил, так как необходимо выполнять по несколько сессий каждый день.

Источник: https://kinesiopro.ru/blog/fizicheskaja-terapija-u-detej-s-dcp/

Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий

Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий
Детский церебральный паралич способен значительно ухудшать жизнь ребёнка. При этом диагностируется он, как правило, ещё в младенческом возрасте.

Болезнь способна формироваться ещё в период внутриутробного развития, если беременность является тяжёлой.

Например, ДЦП при беременности может появиться из-за гипоксии или из-за инфекций, возникших у матери.

Родителям важно позаботиться о лечении и реабилитации детей, потому как только в этом случае будет шанс вести нормальный образ жизни.

Обязательно следует делать массаж при ДЦП, при этом стоит знать определённую технику его выполнения.

Массаж при ДЦП у детей

Для избавления от некоторых симптомов заболевания, применяется лечебный массаж, помогающий справиться с болью и снять мышечные спазмы.

Нельзя осуществлять массаж самостоятельно, это должен делать профессионал. Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП.

Чем раньше будет начато лечение, тем большего успеха удастся достичь, тем меньше осложнений будет выявлено на более поздних стадиях развития болезни. Детям младше одного месяца массаж получать нельзя, поэтому его начинают делать спустя полтора месяца после рождения.

Особенности массажа при дцп:

  • Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного;
  • Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии;
  • При чувствительной коже у больного следует начинать с сегментарного массажа;
  • Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры;
  • Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата;
  • Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся:

  • Вибрация;
  • Растирание;
  • Поглаживание;
  • Разминание.

Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры.
Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.

Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с точечным массажем, снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности.

После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как:

  • Снижение чрезмерного мышечного тонуса;
  • Рост мускулатуры;
  • Улучшение кровотока и лимфотока;
  • Ускорение обмена веществ.

Показания к лечебному массажу:

  • Высокий или низкий тонус мускулатуры;
  • Плохое здоровье;
  • Нарушения осанки, искривления позвоночника;
  • Мышечная кривошея;
  • Плоскостопие, косолапость;
  • Дисплазия тазобедренных суставов.

К противопоказаниям общего, классического лечебного массажа относятся:

  • Острые формы аллергии;
  • Грибковые заболевания кожи;
  • Нарушения целостности кожного покрова;
  • Острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся:

Источник: https://NarkoPro.ru/rasstrojstva/massazh-dlya-detej-s-dcp.html

Реабилитация детей при ДЦП – основные принципы и подходы

Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий

Детский церебральный паралич (ДЦП) тяжелое заболевание, обусловленное поражением мозга в перинатальном периоде. Сопровождается нарушением движения, нарушением речи, интеллекта, зрения.

Особенности реабилитации при ДЦП заключаются в том, что процессы структурного и функционального развития мозга еще не завершены. В связи с этим целью реабилитации является стимуляция развития физиологических функций, компенсация двигательных, речевых и психических расстройств.

Поэтому реабилитация детей при ДЦП – процесс сложный, многогранный и включает в себя участие большого количества медицинских специалистов разного профиля.

Наиболее частыми причинами детского церебрального паралича являются:

  1. нарушение внутриутробного развития
  2. гипоксия мозга
  3. кровоизлияния в мозг
  4. асфиксия в процессе родов
  5. ядерная желтуха
  6. инфекционные заболевания в раннем детстве

Иногда эти причины могут сочетаться друг с другом. Основными клиническими проявлениями являются двигательные расстройства, изменение мышечного тонуса, гиперкинезы, задержка психического развития, нарушения слуха, зрения. Так же могут быть вторичные изменения костного скелета, деформации, контрактуры.

Выделяют 3 стадии детского церебрального паралича — раннюю, начальную хронически-резидуальную, позднюю резидуальную. Чем раньше начато лечение, тем большую эффективность оно имеет.

Пять основных клинических форм ДЦП

  1. Спастическая диплегия — характеризуется резким повышением мышечного тонуса ног.
  2. Двойная гемиплегия (тетрапарез) — ДЦП с преимущественным поражением рук.
  3. Гиперкинетическая форма — характеризуется ригидностью мыщц, иногда дистонией.
  4. Сопровождается невнятной, смазанной речью.
  5. Гемиплегическая форма — развивается вследствие постнатальной инфекции, характеризуется односторонним поражением мускулатуры, нередко речевыми нарушениями, задержкой психического развития.
  6. Атонически-астеническая форма — отличается гипотонией мыщц, резким нарушением координации движений, значительным нарушением речи, расстройством психики.

Этапы реабилитации детей с ДЦП

Особенностью реабилитации при детском церебральном параличе является проведение ее у маленьких детей, с еще не развившимися двигательными функциями, необходимостью стимулирования задержанных функций в развитии. Раннее начало лечения – залог успеха, так как при запущенных изменениях двигательные нарушения хуже поддаются коррекции.

Первый этап реабилитации начинается сразу — в отделении патологии новорожденных. В зависимости от характера и глубины повреждения продолжаться этап может от 1 до 3 месяцев. Комплекс мероприятий на этом этапе направлен на ликвидацию отека, повышение снабжения мозга кислородом. Проводится лекарственное лечение, ортопедическая укладка, массаж, лечебная гимнастика.

Второй этап проходит после выписки из отделения. Продолжается медикаментозное лечение, массаж, лечебная физкультура. Так же на этом этапе подключают физиотерапию, ортопедическую профилактику, доречевую логопедическую подготовку. Большое значение имеет обучение навыкам ухода за ребенком родителей.

Важное значение в реабилитации таких больных имеет санаторно-курортное лечение, так как медучреждений специализированного профиля у нас в стране немного. Эффективность реабилитации зависит от преемственности в наблюдении. Дети с тяжелыми расстройствами психики находятся в специализированных домах ребенка, где так же проводится восстановительное лечение, обучение базовым навыкам.

Методы реабилитации больных ДЦП

Реабилитация детей при  ДЦП включает в себя:

  • массаж
  • лечебную физкульруру
  • аппаратную физиотерапию
  • бальнео и пелойдотерапию
  • ортопедические мероприятия
  • трудотерапию, педагогический подход, направленный на интеллектуальное и психическое развитие

Более подробно мы рассмотрим лечебную физкультуру и методы аппаратной физиотерапии. Но так как количество методов аппаратной физиотерапии большое, мы их рассмотрим в отдельном материале. А пока продолжим рассматривать базовые направления и основы реабилитации детей с ДЦП.

Лечебная физкультура

Является важнейшим фактором восстановления, которая практически не имеет противопоказаний и может применяться в процессе всего лечения. Таким детям назначают не только, и не столько физические упражнения.

Активно применяют игры, лечебную хореографию. Наиболее эффективно себя показала методика Б.Бобата.

Методика подразумевает прохождение всех этапов нейрофизического развития ребенка, вне зависимости от возраста на данный момент.

Облегченные игры — рекомендуют для более здоровых детей. Проводят специальные упражнения, тренирующие нарушенные движения, а так же бытовые стенды с пуговицами, звонками, выключателями, лампочками. Этот подход позволяет выработать навык самообслуживания.

Методика хореографической гимнастики — одна из форм групповых занятий. Помогает улучшить эмоциональный фон, улучшает координацию движения и пространственную ориентацию, позволяет нормализовать координацию движения ног, рук, тела.

Гидрокинезиотерапия

Отдельно стоит остановиться на методе ЛФК, подразумевающем выполнение физических упражнений в теплой воде. При этом уменьшается вес конечности, спастичность мышц, увеличивается объем движений, координация. Занятия в бассейне при гиперкинетической форме можно использовать для обучения ходьбе.

Лечебный массаж

Большую роль в лечении и восстановлении детей с ДЦП играет массаж. Он улучшает кровоснабжение, трофику тканей, мышечный тонус, а так же увеличивает объем движений.

Начинают массаж обычно с воздействия на сегментарную зону: шейно-воротниковую (C6 – Th2) перед массажем верхних конечностей; пояснично-крестцовую перед воздействием на нижние конечности.

Для улучшения дыхания, кровообращения проводится массаж грудной клетки и мышц спины.

Точечный массаж проводят для снижения тонуса мышц перед занятиями лечебной гимнастикой. Воздействуют концевой фалангой 2 — 3 пальца на определенные биологические точки. Курс массажа, в зависимости от состояния и показаний может включать в себя до 20 процедур.

Ортопедическое лечение

Направлено на предупреждение и устранение контрактур и деформаций, а так же на создание правильного пространственного положения ребенка.

Включает в себя специальные укладки в часы отдыха и сна, этапную коррекцию контрактур с помощью гипсовых шин, циркулярных повязок. При стойких контрактурах проводят оперативное лечение, но не ранее 3-х летнего возраста.

Для больного ДЦП оптимальным является наличие ортопедической обуви, аппарата для дневного пользования и лечебных шин на время сна.

Психотерапия и психологическая реабилитация

Конечно, такое заболевание как ДЦП, тяжело влияет на психику детей. Особенно у детей школьного возраста и старше, с сохраненным интеллектом. Они осознают тяжесть своего состояния, вследствие чего у них происходят изменения психоэмоциональной сферы.

Основной принцип воспитания при ДЦП — развитие максимальной самостоятельности, навыков самообслуживания и обучения.

В учреждении или при индивидуальном лечении необходимо создать соответствующую деонтологическую обстановку, стимулируя каждое движение и каждое новое действие.

Важным элементом является семейная психотерапия — беседы, занятия с родителями. Психологической реабилитации так же способствует библиотерапия со специальным подбором книг, музыкальная терапия.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ В НОВОСИБИРСКЕ:

Источник: https://doktorkarasenko.ru/fizioterapiya/reabilitacziya-bolnyh-s-detskim-czerebralnym-paralichom.html

Реабилитация детей с ДЦП

Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий

Реабилитация детей с ДЦП представляет собой высокоэффективный комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение текущего состояния больного малыша.

Процедуры помогают ребенку адаптироваться, улучшить физические и умственные способности. ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич. Он характеризуется нарушением мозговой и двигательной активности, из-за неправильного развития коры, ствола и капсулы головного мозга.

Особенности заболевания

Существует множество причин, из-за которых происходят нарушения в развитии такого важного для нормальной жизни человека органа как головной мозг. По течению ДЦП можно разделить на несколько форм и фаз. Всего их три:

  • Ранняя фаза. Длится до 5 месяцев. Выражается в замедленном развитии мышечных рефлексов. Движения похожи на действия новорожденного. Ребенок не в состоянии играть из-за ослабления мышц.
  • Начальная резидуальная стадия. Может проявляться у детей до 3 лет. Малыш к двум годам не делает попыток заговорить, может быть заметна неправильная симметрия тела. Ребенок не может жевать пищу, часто давится своей собственной слюной.
  • Поздняя резидуальная стадия. Начинается после 3 лет. Ребенку трудно передвигаться, ноги становятся ассиметричны по длине, нарушается речь, слух и зрение. Ситуация может усугубляться недержанием, судорогами и болезнями зубов.

В такие моменты для родителей самое главное не упустить время и обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.

Для малообеспеченных семей существует бесплатная реабилитация детей с ДЦП, можно получить бесплатную путевку в лечебный центр, где ребенка обеспечат лучшими препаратами и наиболее эффективными процедурами.

Причины появления ДЦП подразделяются на две категории – внутриутробные и послеродовые. К внутриутробным рискам можно причислить:

  • Беременность проходила с осложнениями;
  • Во время беременности мать злоупотребляла вредными привычками;
  • Генетический фактор;
  • Тяжелые роды с возникновением асфиксии у плода;
  • Во время беременности мать страдала от тяжелых хронических болезней;
  • Рождение намного раньше положенного срока;
  • Небольшой вес новорожденного;
  • Влияния скрытых инфекционных заболеваний на развитие плода;
  • Несовместимость резус факторов матери и плода, вследствие чего может произойти токсическое отравление головного мозга новорожденного.

Послеродовых причин гораздо меньше. К ним относятся:

  • Небольшой вес новорожденного (менее 1 килограмма);
  • Рождение двойняшек или тройняшек;
  • Поражения головы, случившиеся в период раннего развития.

Часто случается, что истинные причины возникновения ДЦП остаются неизвестны. В любом случае, социальная реабилитация детей ДЦП должна начинаться как можно раньше. Таким образом, у больных детей возрастают шансы на достойную жизнь и нормальную интеграцию в общество.

Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП

Лечение и реабилитация детей с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе и вести относительно нормальный образ жизни.

Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно.

В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.

К каждому человеку необходимо найти собственный подход. Для лечения и адаптации применяют те процедуры, которые необходимы конкретному малышу. В центрах помощи больных ДЦП работают психологи, ортопеды, неврологи, реабилитологи и тренеры физкультуры. Курс реабилитации лучше начинать как можно раньше.

Наиболее благоприятный возраст для начала лечения и адаптации наступает после года. Длительность курса зависит от степени заболевания и индивидуальных особенностей ребенка. Некоторым хватает 6 месяцев, а другие находятся на лечение несколько лет. Методы реабилитации детей с ДЦП построены на поэтапном достижении цели. Это называется дробное лечение.

! Родители должны понимать, что достичь всего и сразу невозможно. Следует брать во внимание возможности самого маленького человека, учитывать его потребности и идти к цели постепенно.

Дети с ДЦП должны заниматься ЛФК на постоянной основе. Процедуры оказывают помощь в растягивании мышц, снятия напряжения, увеличении двигательного диапазона.

В разработанных методиках комплекс упражнений направлен на улучшение выносливости мышц при ходьбе, избавления от судорог и развитие мелкой моторики.

Для лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом существует несколько программ:

  • Бобат-терапия. Она подходит для всех детей с ДЦП, начиная с 3 месяцев и заканчивая совершеннолетием. В нее входит комплекс мер, стимулирующих движения человека и психологическое настраивание на положительный результат;
  • Физиотерапия. Назначается при любой тяжести заболевания. Процедуру проходят, учитывая возраст и особенности заболевания. Данную методику рекомендуют проходить с осторожностью, принимая во внимание сопутствующие проблемы и патологии. Наиболее часто врачи назначают: электростимуляцию, СМТ, магнитотерапию, ультразвук, лазер и другие;
  • Медикаментозное лечение. Используется для избавления от спазмов и улучшения мозговой активности;
  • Войта-терапия. Данная терапия должна помочь запустить неработающие мышцы. Вместе с этим с ее помощью включают спонтанную моторику. Эффективна для детей в возрасте до года, так как именно в этот период моторика развивается наиболее активно. Кроме того, терапия предотвращает дальнейшее усугубление симптомов, если лечение было начато вовремя.
  • Педагогические занятия. Занятия с логопедами направлены на устранение речевых дефектов;
  • Иппотерапия. Этот метод подразумевает лечение с помощью верховой езды. Больной на рефлекторном уровне старается удержаться в седле, таким образом, напрягая и тренируя мышцы. С ее помощью можно исправить проблемы с дыханием и привести в норму равновесие. Кроме того, улучшается и психологическое состояние малыша.
  • Бальнеотерапия. Данная методика предлагает лечение при помощи водных процедур. В воде мышцы расслабляются, что положительно сказывается на диапазоне движений.
  • Дельфинотерапия. Курс реабилитации с дельфинами. По продолжительности не должен быть меньше двух недель. В этом случае происходит развитие мышц в виде игры с дельфином. Снимаются спазмы, улучшается дыхание. Кроме того, малыш получает массу положительных эмоций.
  • Лечение с помощью костюма Адели. Это специально разработанный ортопедический аппарат. При его использовании происходит перераспределение нагрузки на мышцы и суставы. Он пробуждает спящие клетки, посылающие сигналы в двигательный центр.

При должном лечении, симптомы ДЦП становятся менее заметны, а его развитие замедляется.

Комплексы упражнений ЛФК

Процедуры коррекции направлены на улучшение координации движений, способности самостоятельно держать различные предметы, помощи в общении, а также получения минимального образования. задача этих мероприятий – максимально развить навыки малыша. Вот какие методы обычно используются во время реабилитации ребенка инвалида ДЦП:

  • Плавание. Оно рекомендуется всем, а не только детям с заболеваниями. Оно повышает тонус мышц, улучшает координацию движений, учит сохранять равновесие;
  • Разнообразие физических упражнений. Для детей с ДЦП подходит движение на четвереньках, нагрузки на шведской стенке, попеременное поднимание и опускание рук и другие;
  • Занятия, направленные на улучшение координации движений и развитие мелкой моторики. Хорошо влияет множество детских игр, таких как игра в мяч, классики, ходьба на руках, рисование, собирание пазлов.

ДЦП – это одно из тех заболеваний, которые на сегодняшний день невозможно вылечить полностью. Вовремя начатая реабилитация значительно улучшит качество жизни больного, позволит ему адаптироваться и вести полноценное существование.

Массаж

В центрах, где можно пройти реабилитацию с ребенком ДЦП для улучшения состояния пациента применяют массаж. Благодаря этой процедуре происходит замедление болезни, а также снижается риск возможных осложнений.

Во время процедуры массажа мышцы расслабляются, усиливается кровообращение, что положительно сказывается на их развитии. Вместе с этим активизируется процессы обмена веществ в организме и его общее оздоровление.

Внимание!

 Сам по себе массаж не способен избавить от болезни, поэтому необходимо сочетать его с другими лечебными методиками.

Существует разнообразное оборудование для реабилитации детей с ДЦП. Для помощи детям применят лесенки, мячи и ортопедические аппараты.

Для реабилитации детей с ДЦП используются такие аппараты, как виброплатформа галилео, тренажер Велотон, тренажер Гросса. Все они направлены для повышения тонуса мышц.

Все приспособления надежно крепятся, не допуская падения и нанесению ребенку каких-либо травм.

Мест, где возможна реабилитация детей ДЦП в России не слишком много. Больше всего в этом плане повезло столице. Здесь можно обратиться за помощью в один из четырех, работающих на данный момент центров реабилитации.

Больницы оснащены современным оборудованием и применяют для лечения новейшие методы. Реабилитацию проходят не только сами дети, но их родители.

Здесь можно получить грамотную консультацию по вопросам об уходе за таким малышом.

Источник: https://Fiziotera.ru/reabilitacia-detei-s-dcp/

О пользе лфк при дцп

Лечебная физкультура помогает предупредить атрофию мышц, контрактуры, улучшает рефлексы, закрепляет в памяти ребёнка правильные позы.

Важно! Курс ЛФК не назначают при судорогах и повышенном внутричерепном давлении.

Комплекс упражнений подбирается индивидуально, в зависимости от формы и тяжести ДЦП.

Обычно он включает зарядку, фиксацию конечностей в определенных положениях, растяжку мышц, тренировку суставов рук и ног раскачиваниями, ходьбу, упражнения на равновесие, расслабление мышц, выносливость.

При атонической форме делается упор на тренировку удержания равновесия. Если ДЦП проходит в форме спастической диплегии, то необходим комплекс упражнений с непрерывным движением.

Войта-терапия — эффективный метод реабилитации

В 50-е годы прошлого века чешский профессор Вацлав Войта, работавший в клинике с детьми, больными ДЦП, открыл закономерность движений. Профессор понял, что при нажатии на определенные точки на теле все люди рефлекторно совершают совершенно одинаковые движения.

Это открытие стало основой предложенного В. Войта метода лечения, получившего своё название от имени первооткрывателя.

Принцип терапии, уникальность

Механизм движения мышечно-скелетной системы приводится в действие импульсами, поступающими от спинного мозга. Однако эти импульсы не «включатся», если к спинному мозгу не придет побуждающий сигнал от головного мозга. У больных ДЦП эта связь нарушена.

Однако Войта обнаружил, что ее можно восстановить, если начать задавать алгоритм работы двигательного механизма «с конца», т.е. в обратном порядке. Для этого сначала вызывается рефлекторное движение, а потом по цепочке нейронных импульсов сигнал о нем доходит до центральной нервной системы.

Такое явление получило название рефлекторной локомоции.

Если у здорового человека от рождения заложены безусловные двигательные рефлексы, то у больного с помощью войта-терапии закладывается условный рефлекс на каждое правильное движение.

Частота и интенсивность занятий

Процедуры рекомендуется проводить 3-4 раза в день. Они эффективны как для грудных детей с ДЦП, так и для дошкольников. Метод Войта применяют и в лечении детей школьного возраста, а вот подростки уже поддаются лечению хуже.

Каждое занятие длится от 5 минут; их длительность может быть большей и постепенно увеличиваться до получаса. Нужно учитывать, что занятия являются стрессом для ребенка, особенно вначале. Ведь их тело само совершает движения независимо от их желаний. Маленькие дети все эмоции выражают исключительно криком, поэтому пугаться могут даже родители.

Важно! Лечебные сеансы могут проводить родители самостоятельно, после предварительного обучения врачом.

Показания к проведению сеансов

Существует три направления использования войта-терапии: ранняя диагностика новорожденных, лечение двигательных нарушений у больных детей и реабилитация взрослых после инсульта.

В случае с ДЦП вырабатывается новый двигательный рефлекс, что приносит больным большую пользу.

Метод Войта не тренирует новые правильные движения, а «напоминает» организму о врожденной схеме, заложенной в мозге программе передачи импульсов.

Применение войта-терапии показано при любой степени ДЦП, нарушениях координации, некоторых сопутствующих заболеваниях (эпилепсии вне приступов, дисплазии тазобедренных суставов, нарушении рефлексов сосания, глотания, жевания, проблемам с позвоночником). Этот метод лечит задержки моторного, речевого, психического развития, что также зачастую сопровождает церебральный паралич.

Однако при некоторых состояниях метод Войта противопоказан. Это ОРВИ, лихорадочные состояния, острые боли в сердце, послеоперационный период (до заживления ран), заболевания с повышенной хрупкостью костей, обострения хронических недугов.

Бобат-терапия: суть метода

Бобат-терапия была разработана британскими врачами Бертой и Карлом Бобатами в 40-х годах ХХ века.

Основываясь на наблюдениях Берты, по первому образованию тренера по гимнастике, супруги открыли способность мозга к пластичности.

Выяснилось, что при поражениях одних участков мозга ответственность за их функции переходит на здоровые участки. Особенно явственно такое устранение неврологического дефицита выражено у новорожденных.

Начинать лечение с помощью Бобат-терапии можно в любом возрасте, но чем моложе больной, тем лучше. Наибольший нейроразвивающий эффект достигается у грудничков до 3-х месячного возраста.

Принципы лечения

Лечение по методу Бобат называют целой философией, системой ухода за больным, образом жизни. Она базируется на идее лечения движением (кинезитерапии).

Существует несколько основных принципов, на которых основывается данная методика.

  1. Онтогенетический подход. Это означает, что восстановление двигательных навыков проходит в той же последовательности, что и этапы развития здорового младенца. Он начинает держать голову, переворачиваться, садиться, ползать и т.д. В таком же порядке врач реабилитирует ребенка с ДЦП.
  2. Выбираются положения тела, в которых гипертонус мышц снижается.
  3. Качество движений важнее, чем их количество.
  4. Вовлечение в целенаправленное движение всех двигательных точек.
  5. Главные цели – ингибиция и фацилитация, т.е. ослабление и уменьшение количества непроизвольных движений и увеличение координированных движений.
  6. Плавность всех движений.

Противопоказания для Бобат-терапии – шизофрения, выраженный судорожный синдром, тяжелые формы эпилепсии. При более легких формах эпилепсии терапия применяется с осторожностью. Делают перерывы в занятиях при обострениях любых хронических заболеваний.

Основные упражнения и правила выполнения

План лечения составляется индивидуально врачом-физиотерапевтом в зависимости от общего состояния больного, формы и степени ДЦП.

Чаще всего применяются следующие упражнения:

  1. Выпрямление шеи, рук и ног в положении лежа на спине.
  2. В положении лежа на животе (под грудь подкладывается валик), руки согнуты, поднять голову. Произвести покачивание и потряхивание руками, а затем выдвинуть их вперед.
  3. Упражнение на переворачивание: сегментарная ротация ног, таза и всего туловища.
  4. Ползание на четвереньках, тренировка перемещения конечностей в правильной последовательности, без лишних движений. При этом контролируется постановка рук, твердость их упора.
  5. Тренировка правильной посадки. Кладется валик между бедрами, ребенка придерживают за руки, следя, чтобы он не завалился набок.
  6. Тренировка вставания, перехода в стоячее положение.

Источник: https://neotravlen.ru/nevralgiya/fizicheskaya-reabilitatsiya-detej-s-dtsp-massazh-lfk-vse-vidy-terapij.html

Реабилитация при ДЦП: массаж, ЛФК, терапия

Физическая реабилитация детей с ДЦП: массаж, ЛФК, все виды терапий

Для успешного лечения ДЦП недостаточно приема медицинских препаратов. Наилучший результат достигается при комплексном подходе к лечению, когда систематически применяются различные методы реабилитации.

Движение ребенка с церебральным параличом ограничено. Если не исправить ситуацию, это может привести к гиподинамии, ослаблению и атрофии мышц, нарушению обменных процессов и ослабеванию организма в целом.

Не допустить этого помогут массаж, лечебная физкультура и несколько специальных терапевтических методов, которые сочетают в себе то и другое.

С их помощью можно шаг за шагом отвоевывать у болезни новые возможности и навыки, способствовать восстановлению организма. Рассмотрим все эти методы подробнее.

Массаж для детей с ДЦП: правила проведения

При церебральном параличе назначаются различные виды массажа. Это может быть классический массаж, расслабляющий точечный массаж, склеромерная массажная техника для устранения болевых импульсов. Используется также разработка мышц-антагонистов, их растяжение.

Для начала сеанса необходимо добиться расслабления мышц. Можно применять специальные масла. Массажист обычно применяет следующие виды движений:

  • Медленное, легкое непрерывное поглаживание;
  • катание мышц тазобедренного и плечевого суставов;
  • валяние больших мышц;
  • легкое растирание пальцами;
  • более энергичное растирание всех мышц спины, бедер и ягодиц.

Массаж часто дополняется физиотерапевтическими процедурами: бальнеотерапией, грязе-и теплолечением, электрофорезом, магнитотерапией.

Какими будут результаты

Результаты реабилитации тем лучше, тем регулярнее проводятся занятия. Некоторые комплексы упражнений, сеансы занятий рассчитаны на несколько месяцев, год, а порой даже на несколько лет. Родителям малыша нужно запастись терпением, суметь настроить своего ребенка на победу над болезнью, уметь поддерживать позитивный настрой.

Источник: https://onevrologii.ru/detskij-tserebralnyj-paralich/reabilitatsiya-pri-dtsp-massazh-lfk-terapiya

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: