- Урок биологии в 11 классе
- I. Индукция.
- III. Реконструкция.
- V. Разрыв (углубление в проблему)
- Биологические и социальные факторы антропогенеза – этапы, роль и примеры – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
- Антропогенез: понятие, классификация факторов
- Теория происхождения человека
- Биологические причины развития
- Эволюция в современном мире
- Факторы, влияющие на антропогенез
- Биологические факторы антропогенеза
- Социальные факторы антропогенеза
- Биологические и социальные факторы антропогенеза – этапы, роль и примеры
- Факторы антропогенеза: биологическая и социальная основа человека, возникновение понятия социогенеза
- Характеристика понятия
- Факторы антропогенеза
- Основные стадии
Урок биологии в 11 классе
Образовательная цель: сформироватьпонятия о движущих силах антропогенеза на основеизучения особенностей воздействия на негобиологических и социальных факторов, показать актуальность взглядов Ф.Энгельса исовременных проблем человеческого общества.
Развивающая цель: развитие уменияустанавливать причинно-следственные связи, оперировать фактами, анализироватьисточники информации самостоятельноформулировать и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная цель: формироватькомпетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критическогомышления, навыков работы в группе.
Оборудование: электроннаяпрезентация для мультимедийного комплекса,магнитная доска, иллюстративный материал, текстыдля работы групп, альбомные листы, фломастеры.
I. Индукция.
Учитель: Меня заинтересовалоразмышление одного ученого в беседах о человеке:
“Когда вы наблюдаете за тем, как вашребёнок или ваш младший брат сначала ползает начетвереньках, потом встает на две ноги и пробуетидти, перед вашими глазами в сжатом виде проходитне история человека, а много более древняяистория.
Образовавшиеся около 10 млн. лет назадПРОГРАММЫ, действуют и по сей день”.
(В.Р.Дольник).
Происхождение человека – одна изсамых сложных и интригующих глав эволюции наЗемле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне).
Если мы хотим всерьёз добраться доистины человеческой эволюции, то должны ответитьна самый главный вопрос. Попробуйте егосформулировать, уже имея представление обосновных этапах эволюции человека.
(Учащиеся высказывают своипредположения, предлагают формулировки)
Учитель обобщает ответы, подводит ктеме урока.
Представляет тему “Движущиефакторы антропогенеза, … или
Стать разумным нелегко?
Учитель: Звучит интригующе!
Проблемный вопрос: Как возниклочеловечество?
Задачи:
1) вскрыть движущие силы антропогенеза;
2) установить роль и взаимосвязь биологических исоциальных факторов в эволюции человека.
Не сомневаюсь, что в очередной раз выубедитесь в справедливости философскогоопределения: “Человек – это материя, познающаясамоё себя”. Оно и будет отправной точкой в вашейработе.
(Эпиграф, портрет Ч.Дарвина,название его труда)
Учитель: В своём труде”Происхождение видов путём естественногоотбора” Ч.
Дарвин лишь вскользь коснулся вопросао происхождении человека, ограничившись словами:”Будет пролит свет на происхождение человека иего историю”: уже одна только фраза великогоДарвина вызвала бурю негодования со стороныцерковников и идеалистов всех мастей.
В 1871 годуон издаёт книгу “Происхождение человека иполовой отбор”, которая стала капитальнойсводкой всех имеющихся тогда знаний о положениичеловека в природе, истинное значение которой мыначинаем только сейчас.
Учитель предлагает зачитатьтезисы из работы Ч.Дарвина (тексты для работыгрупп). Вдумчиво отнеситесь тезисов,это поможет вам в последующих рассуждениях ивыводах.
(Цитаты из работы ЧарльзаДарвина “Происхождение человека и половойотбор”, 1871 год.)
“Я старался по мере сил доказать моютеорию, и, мне кажется, мы должны признать, чточеловек со всеми его благородными качествами, сего божественным умом, который постиг движение иустройство Солнечной системы, словом, со всемивысокими способностями, все-таки носит в своемфизическом строении неизгладимую печать низкогопроисхождения”.
“Земля долго готовилась к принятиючеловека, и в одном отношении это строгосправедливо, потому что человек обязан своимсуществованием длинному ряду предков. Если быотсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи,человек не был бы тем, кто он есть…”
“Конечно, цель всего творенья – мы, Источник знанья и прозренья – мы, Круг мирозданья подобен перстню,
Алмаз в том перстне, без сомненья – мы” (О. Хайям)
Учитель: Сопоставьте цитаты изработы Дарвина и поэтическое наблюдение Хайяма,нет ли между ними противоречия? (заслушиваетрассуждения учеников)
(Место человека в системеорганического мира)
Вопрос: Но почему же человека невыделяют в особое царство? Вспомните, что вамизвестно о далёком прошлом “человеческойсемьи”.
(Концепция эволюциичеловека)
Вопрос: Какой концепциисоответствует предложенная схема?
(Предполагаемый ответ: человек вышелиз животного мира)
(Основные черты строениячеловеческого тела, унаследованные от другихживотных)
“О тень минувшего, как властна ты наднами” В.Брюсов.
Учитель предлагает осмыслитьвысказывание Ч.Дарвина из учебника стр.269.
Вопрос. Что же представляетЧеловек разумный среди всего многообразия видовв природе?
Учитель: Человек – биологическийвид, являющийся частью биосферы и, следовательно,продуктом её эволюции.
Дарвин в своей работе применилэволюционную теорию к объяснению причинисторического развития человека действиембиологических факторов эволюции видов в природе.Это стало крупнейшим событием понимания историичеловека. Впервые была разработанабиологическая теория происхождения человека.
Вопрос: Перечислите известныебиологические факторы эволюции, общие для всейживой природы, в том числе и для человека (поДарвину и с позиций СТЭ).
Вопрос: Как вы думаете, какиепризнаки у наших далёких предков были сохраненыи закреплены на разных этапах антропогенеза?
Учитель обобщает: В результатеборьбы за существование преимущественновыживали и оставляли потомство особи с наиболееполезными в данных условиях наследственнымиизменениями. Естественный отбор способствовалзакреплению следующих особенностей организациипредков человека: в первую очередь,прямохождения, направленное совершенствованиекисти руки и развитие головного мозга.
Однако некоторые учёные усомнились ввыводах Дарвина о факторах антропогенеза.Действие только биологических факторов несмогло бы привести к появлению человека.
Вопрос: Можно ли объяснитьпроисхождение человека действием толькобиологических факторов? (можно зачитатьфрагменты из книги И.И.Акимушкина “Тропоюлегенд”)
(Скульптура Родена”Мыслитель”)
Вопрос: Как вы понимаете утверждениерусского философа Н.А.Бердяева:
“Человек есть принципиальная новизнав природе”?
(Предполагаемы ответ: Человексущественно отличается от животных предков,таким образом действие только биологическихфакторов не смогло бы привести к появлениючеловека.)
(Портрет Ф.Энгельса, названиеего работы, год издания.)
Учитель. Человек – существосоциальное. Его быструю эволюцию, каксоциального вида, объяснил известный немецкийучёный Ф.Энгельс, основоположник трудовой теорииантропогенеза.
Задание группам. Для установлениясоциальных факторов в эволюции человекапрочитайте отрывки из работы Ф.Энгельса иответьте на предложенные вопросы. Какие мыслиученого можно записать в качествеосновополагающих тезисов?
(Каждая группа составляет свою схему –кластер о движущих факторах эволюции)
Процесс обсуждения предложенныхотрывков сопровождается слайдами
Текст для 1 группы.
“Труд – источник всякого богатства,утверждают политико – экономы. Он действительноявляется таковым наряду с природой, доставляющейему материал, который он превращает в богатство.Но он ещё и нечто большее, чем это. Он – первоеосновное условие всей человеческой жизни, ипритом в такой степени, что мы в известном смыследолжны сказать: труд создал самого человека.
Дарвин дал нам приблизительноеописание этих наших предков…
Под влиянием в первую очередь, надодумать, своего образа жизни, требующего, чтобыпри лазании руки выполняли иные функции, чемноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рукпри ходьбе по земле и стали усваивать все более иболее прямую походку. Этим был сделан решающийшаг для перехода от обезьяны к человеку”.
Вопросы:
Что стало решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку?
Назовите основное условие всей человеческой жизни, главный социальный фактор.
Какую фразу Ф.Энгельса можно считать ведущим тезисом?
Текст для 2 группы.
“Наверное протекли сотни тысяч лет, –в истории Земли имеющие не большее значение, чемсекунда в жизни человека, – прежде чем из стадалазяших по деревьям обезьян возниклочеловеческое общество. Но все же оно, наконец,появилось. И в чем же опять мы находимхарактерный признак человеческого общества,отличающий его от стада обезьян? В труде….
Трудначинается с изготовления орудий.
А чтопредставляют собой наиболее древние орудия,которые мы находим, – наиболее древние, судя понайденным предметам, оставшимся нам в наследствоот доисторических людей, и по образу жизнинаиболее ранних исторических народов, а также инаиболее примитивных современных дикарей? Этиорудия представляют собой орудия охоты ирыболовства; первые являются одновременно иоружием.
… труд становился от поколения кпоколению более разнообразным, болеесовершенным, более многосторонним”.
Вопросы.
Какой признак человеческого общества в отличие от стада обезьян называет Энгельс?
С чего начинается труд?
Какую фразу ученого можно считать тезисом?
(Учитель акцентирует внимание на том,что главный фактор эволюции видов в природе –естественный отбор, в эволюции человека былнаправлен на лучшую орудийную деятельность;именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, чтотруд создал человека)
Текст для 3 группы.
“Уже у обезьян существует известноеразделение функций между руками и ногами… Ноименно тут-то и обнаруживается, как великорасстояние между неразвитой рукой даже самыхвысших человекообразных обезьян иусовершенствованной сотен тысячелетийчеловеческой рукой.
Число и общее расположениекостей и мускулов одинаково у обеих, и тем неменее рука даже самого первобытного дикаряспособна выполнять сотни операций, не доступныхникакой обезьяне.
Ни одна обезьянья рука неизготовила когда – либо хотя бы самого грубогокаменного ножа.
… решающий шаг был сделан, рука сталасвободной и могла теперь усваивать себе всеновые и новые сноровки, а приобретенная этимбольшая гибкость передавалась по наследству ивозрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не толькоорганом труда, она также и продукт его”.
Вопросы:
Что называет Ф.Энгельс “органом труда”?
Почему ученый считал руку “продуктом труда”?
Какую фразу можно считать ведущим термином?
Текст для 4 группы.
“Наши обезьяноподобные предки, какуже сказано, были общественными животными;вполне очевидно, что нельзя выводитьпроисхождение человека , этого наиболееобщественного из всех животных, отнеобщественных ближайших предков. Начинавшеесявместе с развитием руки, вместе с трудомгосподство над природой расширяло с каждым новымшагом вперед кругозор человека.
… развитием труда по необходимостиспособствовало более тесному сплочению членовобщества, так как благодаря ему стали болеечастые случаи взаимной поддержки, совместнойдеятельности.
… формировавшиеся люди пришли к тому,что у них появилась потребность что-то сказатьдруг другу. Потребность создала себе свой орган:неразвитая гортань обезьяны медленно, нонеуклонно преобразовывалась…
Сначала труд, а затем и вместе с нимчленораздельная речь явились двумя самымиглавными стимулами, под влиянием которых мозгобезьяны постепенно превратился в человеческиймозг… Развитие мозга и подчиненных ему органовчувств, все более и более проясняющегосясознания, способности к абстракции иумозаключению оказывало обратное воздействие натруд и на язык, давая обоим все новые и новыетолчки к дальнейшему развитию”.
Вопросы:
Какими движущими факторами объяснят эволюцию человека Ф.Энгельс?
Что появилось раньше: речь или общественный образ жизни?
Какую фразу можно считать ведущим тезисом?
Учитель обобщает: появлениечеловека разумного означает качественный скачокв переходе от биологической эволюции ксоциальной истории.
III. Реконструкция.
Дается задание группам создать свойрисунок по теме “Движущие факторыантропогенеза”.
Представители групп прикрепляют своиработы на магнитной доске.
(Социальные факторыэволюции)
Учитель предлагает учащимсясопоставить свои данные с предложенной схемой.
V. Разрыв (углубление в проблему)
Вопросы.
Как вы думаете, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и в настоящее время?
Отменило ли возникновение социальной сферы действие биологических законов для современного человечества? (нет, лишь изменило их проявление).
Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась? (Для ответа на данный вопрос можно предложить осмыслить текст в учебнике на стр. 279-280)
В работе Ф.Энгельса есть и обращение к человеку будущего. Какое же предупреждение он делает будущим поколениям, предвидя события?
“Не будем, однако, слишком обольщатьсянашими победами над природой. За каждую такуюпобеду она нам мстит.
…мы отнюдь не властвуемнад природой так, как завоеватель властвует надчужим народом… мы, наоборот, нашей плотью, кровьюи мозгом принадлежим ей и находимся внутри её,что все наше господство над ней состоит в том, чтомы, в отличие от всех других существ, умеемпознавать её законы и правильно их применять”.
Учитель обобщает: в своей историичеловечество имеет великие достижения, два изкоторых оказывают исключительное влияние на егоразвитие:
1) неолитическая революция –одомашнивание животных и выведение культурныхрастений,
2) научно-техническая революция 20 века, врезультате которых человек получил в свои рукиогромные силы.
Как будут использованы эти силы,зависит от социальной организации и разумачеловечества.
Вопросы учащимся: Какие ощущения увас возникли в ходе мастерской?
Какой этап работы был самыминтересным?
Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/urok_biologii_v_11_klasse_dvizhushhie_faktory_antropogeneza/47-1-0-15442
Биологические и социальные факторы антропогенеза – этапы, роль и примеры – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
До XVIII века было принято считать, что человек является творением Бога. Это предположение опровергли известные учёные Ч. Дарвин, Карл фон Линней, Жак Буше де Перт. Они выдвинули теорию о происхождении человека от обезьяны. Так зародилась наука под названием антропогенез. Биологические и социальные факторы были провозглашены главной движущей силой эволюции.
Антропогенез: понятие, классификация факторов
Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.
Теория происхождения человека
Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна.
Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях.
Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.
Перед учёным встал ряд вопросов:
Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.
Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.
Биологические причины развития
Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.
Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.
На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования.
Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида.
Такая схема развития характерна для всего животного мира.
К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:
- изменчивость и наследственность;
- естественный отбор;
- мутация генов;
- изоляция и популяционные волны.
На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
- развитие речевого аппарата;
- трудовую деятельность;
- развитие мышления и сознания;
- способность к творчеству;
- общественный образ жизни.
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Эволюция в современном мире
К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.
К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором.
В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.
Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/biologija/118311-biologicheskie-i-socialnye-faktory-antropogeneza-etapy-rol-i-primery.html
Факторы, влияющие на антропогенез
Определение 1
Факторы антропогенеза – это внешние воздействия, которые меняют направления эволюции вида Homo sapiens.
Эволюция человека началась более 10 млн. лет назад, она продолжается до сих пор и на ее протекание влияет целый ряд факторов различной природе, биологической и социальной.
Определение 2
Человек — это биологический вид, являющийся элементом биосферы и создающий вокруг себя искусственную среду, которая носит название ноосфера.
В связи с этим развитие человека напрямую зависит от факторов двух типов:
- биологических (имеющих естественную природу и одинаково действующих на всех живых существ);
- социальных (провоцируемых обществом, трудом, конкретными нормами социального поведения).
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В первую очередь на эволюцию человека действовали только биологические факторы, но по мере усложнения эволюционного процесса развития человека, как отдельного биологического вида значительную роль стали играть многообразные социальные факторы.
Таким образом, чаще всего антропогенез называют антропосоциогенезом, чтобы подчеркнуть значимости социальной эволюции вида Homo sapiens.
Биологические факторы антропогенеза
Что касается биологических факторов, то к ним относят различных движущие силы эволюционного процесса:
- изменчивость. Ее определяют как возможность человека приобретать индивидуальные признаки в процессе онтогенеза;
- естественный отбор или вектор эволюционного процесса, который обеспечивает выживание наиболее приспособленных особей, имеющих преимущества по отношению к другим представителями вида или родственных видов;
- мутации и изоляции. Мутации поставляют материал к эволюционному процессу, видоизменяя генотип особей ненаправленно, случайным образом;
- борьба за существование или конкуренция между видами или внутри вида, которая обеспечивает проявление наиболее ярким преимуществ вида по отношению к другим особям своего вида или родственных видов.
В борьбе за существование побеждали те группы, в которых древние люди могли согласовывать свои действия, а старики передавали свой опыт и знания молодым. Необходимость в передаче информации совершенствовала речевой аппарат. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию членораздельной речи.
На ранних этапах развития человека значительную роль играл естественный отбор. Благодаря силе его действия все человечество стало приобретать характерные черты, которые отличали его представителей от стандартных человекообразных обезьян.
Естественный отбор позволил человечеству приобрести: высокоразвитый головной мозг, хватательную кисть, голую кожу (с сохранением оволосения на некоторых участках), а также прямохождение.
Считается, что наиболее древними представителями человечества являлись дриопитеки. Они жили на деревьях. Но при исчезновении лесов им пришлось выйти в открытую местность и этот «шаг» способствовал дальнейшей эволюции людей.
В дальнейшем преимущество получали те предки человека, которые проживали в более организованных группах, охраняли свое потомство и заботились о стариках.
При этом ведущую роль, безусловно, сыграли социальные факторы, а роль биологических факторов значительно снизилась. В результате этого физический облик человека оставался неизменным на протяжении 40 тысяч лет.
Это время также характеризуется интенсивным развитием интеллекта, культуры, общественных отношений.
Социальные факторы антропогенеза
Что касается социальных факторов антропогенеза, то они развивали социальные способности человека. Решающее значение при этом имел коллективный труд, а в частности охота. Человек всегда являлся слабым существом по отношению к крупным животным, чтобы охотиться на них в одиночестве. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.
Среди социальных факторов антропогенеза можно выделить:
- речь или способность к общению, передаче информации при коммуникативных контактах;
- мышление или развитие логики, возможностей применения опыта, способности к обучению;
- творчество или способность предков человека создавать предметы, различные произведения искусства, решать нестандартные задачи жизнедеятельности;
- общественный образ жизни и элементарные проявления альтруизма, уважения к тем особям, которые имеют авторитет в социальных группах.
Считается, что одним из главных преимуществ человека по отношению к другим животным является способность к речи.
Система слов дает людям возможность общаться, решать сложные задачи жизнедеятельности, объяснять собственные чувства, трактовать эмоции и объяснять собственное физическое состояние.
Все это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения. Социальные факторы характерны только для эволюции человека несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни.
Биологические факторы эволюции в последнее время в современном обществе претерпели колоссальные изменения. Естественный отбор замедлил собственное действие и протекает на всех стадиях онтогенеза организма. При этом естественный отбор теряет ведущую роль видообразования и выполняет только стабилизирующую функцию. Также свое значение теряет изоляция.
Генофонды представителей разных регионов смешиваются. Популяционные волны также фактически не оказывают действия на процесс видообразования. В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.
При этом происходит усиление роли социальных факторов антропогенеза, которые берут на себя роль ведущего процесса в видообразовании, оказывающего комплексное воздействие.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что биологические и социальные факторы имеют равную степень значимости по отношению к эволюционному процессу вида Homo sapiens.
Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/faktory_vliyayuschie_na_antropogenez/
Биологические и социальные факторы антропогенеза – этапы, роль и примеры
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
- развитие речевого аппарата;
- трудовую деятельность;
- развитие мышления и сознания;
- способность к творчеству;
- общественный образ жизни.
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Факторы антропогенеза: биологическая и социальная основа человека, возникновение понятия социогенеза
История зарождения жизни на Земле окутана таинственностью. С одной стороны, люди верят в научные исследования, с другой — в религиозные убеждения.
А вот что касается эволюции человека, то она началась ещё 10 миллионов лет назад и продолжается по сегодняшний день.
На развитие личности и формирование определённых качеств и особенностей внешности влияют биологические и социальные факторы антропогенеза.
Характеристика понятия
В основе антропогенеза лежит теория Дарвина, объясняющая происхождение личности. Теория раскрывает появление человека как отделение от животного мира. Антропогенез занимается изучением стадий и факторов, которые способствуют процессу развития. Выделяются следующие факторы:
- Прямохождение. Благодаря этому освободились верхние конечности и личность получила возможность использовать руки для работы и защитных действий.
- Возможность создания орудий труда и защиты от диких животных. Этот фактор повлиял на то, что человек смог обеспечивать себя едой и защищаться от нападений животных.
- Создание вещей для дальнейшей деятельности. Первобытные элементы быта не были такими доскональными, но приносили много пользы. Например, каменный молоток и топор позволили обеспечить себе дрова для огня и создать небольшой уютный уголок.
- Возникновение языка. Сначала люди не общались между собой членораздельно, но в процессе эволюции их черты лица менялись и вырабатывались новые возможности. Так, предок индивида разумного уже мог передать сигналы опасности или предупредить других о надвигающейся беде.
- Формирование сообществ. Личность является биосоциальным существом. Это означает, что для полноценного развития ей нужна как биологическая, так и социальная среда. Без других людей она не сможет активно развиваться и развивать общество.
Для полноценного изучения возможностей личности применяются возможности генетики, лингвистики, физиологии и этнографии. А также учёных интересует вопрос происхождения человека, где он появился и откуда пришёл. Мнения здесь разделяются:
- человек пришёл из Африки;
- появился из Южной Евразии.
На вопрос о том, почему другие виды так активно не эволюционировали, учёными был дан ответ о возможности личности осознать себя. Благодаря этому появилось желание идти вперёд и развиваться. Иными словами, благодаря труду отдельный вид обезьян стал причиной возникновения человека.
Факторы антропогенеза
На формирование людей разумных повлияли биологические и социальные факторы антропогенеза. Основой в этом процессе будет являться биологический фактор.
Он объясняет способность человека меняться, физиологически развиваться и создавать себе подобных с помощью процесса размножения, что гарантирует дальнейшее развитие вида.
Пережитый телом опыт закладывается в генетический код, который передаётся следующим поколениям и может защищать их от негативного влияния окружающей среды, поэтому роль генов для выживания в мире большая.
Социальные факторы характеризуют человека как личность, с моральной точки зрения. Он может мыслить, логически рассуждать, давать оценку поведению других людей, понимать черту между добром и злом. Этот фактор влияет на социальные качества индивида и его моральный аспект развития.
Кроме перечисленных факторов, чтобы было проще исследовать происхождение человека, учёные выделили основные теории антропогенеза. К ним относятся следующие:
- Теологическая концепция. В основе её лежит вера и религиозность, поэтому человек — высшее существо, созданное по подобию Бога.
- Концепция биологической эволюции. Сюда относится теория Дарвина и основы марксизма, в которых указано, что от обезьяны человека отличает возможность труда, и именно благодаря такой деятельности вероятно дальнейшее развитие людей.
- Космическая эволюция. Внеземные цивилизации подкинули на планету зародыши жизни и дали им возможность развиваться.
У каждой концепции имеются сторонники и оппоненты. Тем не менее концепция биологического развития является основной и изучается в школе как первопричина возникновения людей на планете. Благодаря потребности выжить люди начали объединяться в сообщества, племена, позже было сформировано первое государство и человек уверенно перешагнул на новую ступень развития.
Менялась внешность человека, появлялись новые потребности и желания, люди смогли стать цивилизованными и жить согласно законам. Поэтому дальнейшее развитие человека зависит от факторов социогенеза, каковые меняются в зависимости от потребностей.
Основные стадии
Процессы изменения постепенно отражались на человеческом виде.
Сначала проявились анатомические особенности, благодаря которым освободились верхние конечности, спина стала ровнее, благодаря изменению формы челюсти и появлению скул у человека появилась возможность общаться.
Позже начало формироваться общественное сознание и развивалась трудовая деятельность, которая стала двигателем дальнейшего прогресса. Все эти факторы можно отнести к стадиям антропогенеза и дополнительно указать остальные главные элементы:
- Антропоидные предки — приматы, умеющие прямо держаться на ногах и использовать примитивное орудие.
- Палеоантропы и архантропы — похожие на современных древние люди, которые жили в пещерах, занимались охотой и формировались в малые сообщества.
- Неоантропы являются примером современного индивида, процесс развития которых можно охарактеризовать как антропосоциогенез. У неоантропов изменилась форма черепа, мозг стал больше и увеличился рост. Они строили жильё, собирали овощи и фрукты, вместе ходили на охоту и занимались рыболовлей. Социальный аспект занимал важную позицию в их жизни и помогал развиваться дальше.
Эволюция предполагает, что представитель человечества, находясь в определённых условиях, начнёт развиваться и приспосабливаться.
При смене условий он будет адаптироваться к новым возможностям и вырабатывать в себе требуемые навыки для комфортной жизни. Те организмы, что неспособны приспосабливаться к новым условиям, умирают.
На этом построена теория о том, что динозавры не смогли адаптироваться под окружающую среду и начали гибнуть.
Антропогонез можно считать одной из теорий о происхождении вида разумного, ведь она раскрывает не только историю, но и психологические и социальные аспекты.
С биологической точки зрения, личность прошла долгий путь развития и модификаций, прежде чем сформировался образ современного существа. Сюда можно отнести также наследственность и естественный отбор, благодаря которому отмирали те организмы, что не были готовы к дальнейшей передаче генов.
Формирование скелета, избавление от сутулости и увеличение роста привели к развитию новых возможностей. Когда мозг начал увеличиваться в размерах, а конечности освободились и ими можно было выполнять разные виды работ, индивид активно перешагнул черту развития биологического и включился в социальный процесс. О важности биологических факторов говорил Дарвин.
Благодаря его теории можно описать развитие индивида разумного и его возникновение от обезьяны. А также большую роль здесь играют наследственные изменения, когда появилась возможность определить цвет волос, кожи и глаз личности. Сейчас технологии зашли так далеко, что можно составить образ будущего ребёнка и описать генетическую информацию, которая передаётся от родителей.
Что касается того, какой фактор эволюции человека относят к социальным, то здесь можно выделить несколько основных элементов. Общественный способ жизни, занятие трудом, возможность использовать речь и таким способом взаимодействовать с другими членами общества являются ключевыми в развитии личности.
Процесс социализации дал возможность глубже познать себя и быть рядом с себе подобными людьми. Это положительно повлияло на моральные качества и духовное развитие, подтолкнуло к поискам новых возможностей и мотивации для успешной реализации поставленных целей.
Если сравнивать индивида современного с предшественниками из других эпох, то сегодня цивилизация находится на высоком уровне духовного и морального развития, обладает большим количеством возможностей и может сама управлять своей жизнью без опасений за негативное влияние окружающей среды.
Гармоничное развитие индивида и становление его как биосоциального существа открыло перед ним мир возможностей и дало потенциал для дальнейшего развития и реализации запланированного. Сегодня уже личность управляет природой и миром, пробует покорить внеземное пространство и создаёт новые возможности для дальнейшего развития поколений.
Источник: https://na5.club/biologiya/evolyucziya-biologicheskih-i-soczialnyh-faktorov-antropogeneza.html